bit.ly/meduzamirror. Запомните эту строчку. Так вы сможете читать «Медузу» из России без VPN
Я хочу поддержать «Медузу»
истории

Time составил список из ста лучших фильмов за 100 лет. В нем нет многих классических картин — например, «Гражданина Кейна» и «Касабланки» Но это отличная находка для тех, кому вечно нечего посмотреть

Источник: Meduza

Журнал Time, одно из самых авторитетных изданий в мире, опубликовал список «100 лучших фильмов за последние десять десятилетий». Его составила известный кинокритик Стефани Захарек — член жюри Берлинале-2018 и других кинофестивалей, а также номинант Пулитцеровской премии — 2015. «Медуза» рассказывает, что необычного в этом списке и почему на него стоит обратить внимание.


Лучшие фильмы за все время по версии Time охватывают период с 1920-х по 2010-е. Из каждого десятилетия Захарек взяла по десять картин. Самые старые ленты — немые «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине и «В нашем дворе» Оскара Мишо (оба — 1920), самая новая — «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино (2019). Автор не распределяла места по принципу «от лучшего к худшему» и не называла «самый лучший фильм» — но вместе с тем подчеркнула, что не претендует на объективность.

Так, кроме фильма Тарантино, в список лучших фильмов 2010-х по версии Time вошли «Корпорация „Святые моторы“» (2012), «Выживут только любовники» (2013), «Побудь в моей шкуре» (2013), «Феникс» (2014), «Сельма» (2014), «Я вам не негр» (2016), «Затерянный город Z» (2016), «Лунный свет» (2016) и «Маленькие женщины» (2019).

В материале Time немало фильмов, которые стали кассово успешными и получили культовый статус среди зрителей, например «Ночь живых мертвецов» (1968), «Челюсти» (1975), «Звездные войны: Империя наносит ответный удар» (1980) и «Инопланетянин» (1982).

1920-е

  • «Малыш» (1921)
  • «Страсти Жанны дʼАрк» (1928)

1930-е

  • «Лицо со шрамом» (1932)
  • «Праздник» (1938)

1940-е

  • «Его девушка Пятница» (1940)
  • «Лучшие годы нашей жизни» (1946)

1950-е

  • «Семь самураев» (1954)
  • «В джазе только девушки» (1959)

1960-е

  • «Клео от 5 до 7» (1962)
  • «Бонни и Клайд» (1967)

1970-е

  • «Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080» (1975)
  • «Забойщик овец» (1977)

1980-е

  • «Прокол» (1981)
  • «Во власти Луны» (1987)

1990-е

  • «Перед рассветом» (1995)
  • «Ирма Веп» (1996)

2000-е

  • «Любовное настроение» (2000)
  • «Дитя человеческое» (2006)

Полный список доступен на сайте Time.

Критик Time сформировала список благодаря «более 50 годам» опыта. Главным критерием для нее стало личное отношение к картинам — «по той или иной причине [она] была тронута ими до глубины души». Журналистка не проводила опросы среди коллег или другого рода исследования, а также отметила, что зачастую рейтинги лучших фильмов извращают «идею любви к кино», хотя «в искусстве не существует объективной истины»:

Вместо того, чтобы угождать некоему невидимому богу кинообъективности, я, надеюсь, составила список, который поможет открывать новое и развивать воображение.

Выборка фильмов за каждое десятилетие позволяет лучше понять эпоху, в которую они были сняты. Захарек с сожалением подчеркнула, что большую часть XX века киноиндустрией в основном управляли белые мужчины — поэтому в списке мало картин, созданных женщинами или, к примеру, темнокожими авторами. «В этом смысле прошедшие сто лет развития кинематографа оставили за собой пустое пространство из нереализованных возможностей», — отмечает критик, имея в виду в первую очередь свою страну, США.

В материале Time нет многих фильмов, которые почти всегда оказываются на самых высоких позициях аналогичных списков. Например, автор не включила в свой материал «Волшебника страны Оз» (1939), «Гражданина Кейна» (1941), «Касабланку» (1942), «Чужого» (1979) и «Славных парней» (1990). Иногда, по мнению Захарек, режиссер признанной многими зрителями и критиками ленты снимал что-то лучше. Так, в ее списке есть другая работа автора «Касабланки» Майкла Кертица — «Милдред Пирс» (1945).

Еще одно отличие списка Time — относительно большое количество комедий, которые критики и жюри кинофестивалей редко принимают так же тепло, как условные драмы: «Зачастую в комедиях даже больше души, чем в так называемых серьезных фильмах. Поэтому наша любовь к ним так широка».

«Медуза»

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.