После начала полномасштабного вторжения в Украину большинство голливудских студий объявило о бойкоте российских кинотеатров. Тем не менее россияне увидели большинство главных премьер года — на больших экранах показали блокбастеры «Аватар-2», «Топ-ган — 2: Мэверик», «Джон Уик — 4» и другие. Скоро в российский прокат выйдет и новый фильм Гая Ричи «Переводчик», а также картина Ари Астера «Все страхи Бо» с Хоакином Фениксом. Разбираемся, как это возможно в условиях изоляции и бойкота.
Российский прокат — 2023: кинотеатры закрываются, доходы падают, власти призывают к пиратству
После 24 февраля 2022-го с Россией отказалась работать пятерка крупнейших голливудских студий: Universal Pictures, Warner Bros., Walt Disney Pictures, Sony Pictures и Paramount Pictures. Официальный прокат лишился «Бэтмена», «Доктора Стрэнджа», «Фантастических тварей» и многих других хитов.
Бойкот привел к масштабному падению кассовых сборов. Фонд кино заявил о 42% (по итогам 2022 года), а комитет по экономической политике Совета Федерации — о 56–70% потерянной выручки. Это привело к закрытию 41% из 5700 кинозалов России. Президент киносети «Каро» Ольга Зинякова предполагает, что в 2023-м закроется еще 10% залов от оставшихся, а доходы кинотеатров снизятся еще на 15%.
В итоге некоторые кинотеатры, оказавшиеся на грани выживания, вернулись к практике 1990-х годов — и начали показывать пиратские копии. При этом они попытались сделать это в рамках российских законов об авторском праве. В результате появилось два способа «серого» кинопроката.
Первый — так называемое предсеансное обслуживание. Зрители за 300–400 рублей покупают билет на десятиминутную короткометражку малоизвестного автора, перед которой им показывают трехчасовой «Аватар-2» Джеймса Кэмерона «бесплатно». Так сети кинотеатров «Мираж Синема», «Премьер зал», «Киномакс» показывали и другие блокбастеры — например, новый фильм про Тора «Любовь и гром» Тайки Вайтити и все тот же сиквел «Доктора Стрэнджа» Сэма Рэйми.
Благодаря этой уловке короткометражные фильмы, на которые зрители якобы покупали билет, получили огромные сборы. Например, в официальном рейтинге Единой автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов (ЕАИС) среди самых успешных премьер года оказалась шестиминутная история «Три добрых дела» Миланы Лебедевой — она занимает пятое место с кассой в 548 миллионов рублей. А десятиминутный «Комментатор» Юлии Трофимовой собрал 423 миллиона, хотя с 2020 года его можно посмотреть бесплатно на ютьюбе. Такие сборы объясняются просто: обе короткометражки показывали вместе с «Аватаром» и «Черной Пантерой».
При этом некоторые авторы короткого метра продавали права на показ — по информации «Кинопоиска», примерно за 20 тысяч рублей. В некоторых случаях они получали небольшой процент от сборов. Однако не все режиссеры даже знали о том, что их картины используются для «предсеансного обслуживания». Неназванный владелец нескольких площадок рассказал об этом «Кинопоиску»:
Тут нет единой картины. Мне известны случаи, когда мои коллеги покупали у авторов короткометражных фильмов права и затем перепродавали их другим кинотеатрам. Но также есть истории, когда те или иные короткие метры заявлялись [для показа в кинотеатрах] без ведома их режиссеров и продюсеров. Доходило до претензий конкретным кинотеатрам от создателей.
Второй вид «серого» проката — «предсеансное обслуживание» с дополнительной подстраховкой. Некоторые сети показывали фильмы в «арендованных» сторонними компаниями кинозалах. К примеру, сеть «Киномакс» предлагала посмотреть те же новинки Marvel по всей стране — от Москвы до Красноярска, но купить билет можно было лишь на сайте дочерней компании киносети (проекта «Кинотека»), которая арендовала залы у самого «Киномакса». При этом фильмы так же показывали в паре с короткометражками.
В обоих случаях прокатчик технически соблюдал российское законодательство. Но нарушал Всемирную конвенцию об авторском праве, к которой Россия присоединилась в 1994 году. Впрочем, не все использовали эти обходные пути: «предсеансного обслуживания» не было в залах «Каро», «Формулы кино» и «Синема Парка» — крупнейших российских киносетей.
После 24 февраля на экранах «Каро» из иностранных фильмов выходили лишь перевыпуски классики, вроде «Касабланки» Майкла Кертица, или фильмов недавних лет. Договоренности о прокате некоторых фильмов были заключены до начала полномасштабного вторжения — в их числе «Все везде и сразу», «Анчартед: на картах не значится». Также они показывали фильмы европейских, азиатских и американских независимых студий — но не хиты, вроде «Бэтмена» Мэтта Ривза или «Аватара» Джеймса Кэмерона.
Не хотят портить отношения с правообладателями и крупнейшие российские стриминговые сервисы. В марте 2023-го после завершения контракта с Disney они лишились всех фильмов студии. В результате из крупных онлайн-кинотеатров России исчезли «Король Лев», «Пираты Карибского моря», «Звездные войны», «Головоломка» и другие фильмы и сериалы.
Российские власти не против такого пиратства, а во многом даже поддерживают эту практику. Например, Минюст предложил ввести «принудительное лицензирование» фильмов и «параллельный прокат», однако против этого выступили Минкульт и Минэкономики. В документе, подписанном замглавы министерства Максимом Колесниковым, говорилось:
Минэкономразвития России сообщает, что содержащиеся в обращении предложения о внесении изменений в законодательство РФ не поддерживаются, в том числе в связи с тем, что могут повлечь нарушение международных соглашений, участником которых является Российская Федерация, а также негативные оценки российского законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты имущества и имущественных прав.
Идея «принудительного лицензирования» при этом не учитывает интересы композиторов, сценаристов и других профессионалов, получающих процент от сборов. Законопроект также осудили владельцы онлайн-кинотеатров — они заявили, что это разрушит «всю российскую креативную индустрию». В феврале 2023 года в Госдуме возобновили обсуждение этого законопроекта.
Заместитель главы Совета безопасности РФ России Дмитрий Медведев, в свою очередь, вовсе призвал красть кино:
Ищите правильных пиратов и скачивайте у них. Если они ушли от нас — всякие Netflix и прочие, — значит, будем все это скачивать, будем пользоваться бесплатно.
Медведев добавил, что сам бы «разбрасывал» ворованные копии по интернету, чтобы причинить правообладателям «максимальный урон, чтобы они обанкротились».
Но российский прокат все же не живет в полной изоляции. Прямо сейчас в Москве можно легально посмотреть боевик «Джон Уик — 4» с Киану Ривзом, фэнтези «Бюро магических услуг» с Кристофом Вальцем, триллер «Мизантроп» с Шейлин Вудли и другие зарубежные новинки.
Получается, никакого бойкота нет? Не совсем
Независимая американская студия A24 после 24 февраля 2022-го объявила, что прерывает все отношения с Россией, но затем выпустила в стране фильм «Все везде и сразу» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта (в марте он получил семь «Оскаров»). В ближайшие месяцы в отечественном прокате появится еще две картины А24: «Все страхи Бо» Ари Астера и «Два, три, демон, приди!» братьев Филиппу.
То же самое касается Metro Goldwyn Mayer, чей проект «Три тысячи лет желаний» собрал в России 4,3 миллиона долларов в сентябре 2022-го, несмотря на бойкот.
Киноафиши в холле московского кинотеатра «Октябрь». 29 марта 2022 года
Наталья Колесникова / AFP / Scanpix / LETA
После выхода в России четвертого «Джона Уика» журналисты все-таки добились объяснения такой ситуации у студии Lionsgate, фильмы которой тоже продолжают выходить в российский прокат. В интервью Deadline глава студии Джо Дрейк заявил:
У нас были подписанные ранее контракты [с российскими киносетями]. Обязательства, которые нужно было выполнить. Мы провели обширное исследование, чтобы убедиться, что в сделке не участвуют стороны, попавшие под санкции.
Журналисты Variety поговорили с представителями американской киноиндустрии и выяснили, что американским кинокомпаниям технически не запрещено вести бизнес с российскими организациями, не включенными в санкционный список. Студии и продюсеры сами решают, бойкотировать российский рынок или нет.
Например, «Джон Уик» далеко не единственный проект компании Дрейка, вышедший в России после 24 февраля. До него российские зрители увидели еще несколько фильмов Lionsgate: комедию с Дженнифер Лопес «Моя пиратская свадьба» (режиссер — Джейсон Мур), триллер с Джерардом Батлером «Крушение» (Жан-Франсуа Рише) и фильм «Операция „Фортуна“» (Гай Ричи).
Прокатом этих картин занималась российская компания Global Film Сергея Андриянова, не попавшая под западные санкции. В 2023 году у нее запланировано еще несколько зарубежных премьер: уже вышел фильм «Бюро магических услуг» с Кристофом Вальцем, ожидается новая часть франшизы «Заклятие» Оливера Парка, «Беглец» с Джерардом Батлером, «Возмездие» с Лиамом Нисоном и другие картины.
Другие российские дистрибьюторы смогли заплатить западным партнерам и обойти ограничения с помощью новых дочерних компаний или представительств, уже давно открытых в Европе, пишет Variety. Эту информацию косвенно подтвердил глава Lionsgate Джо Дрейк. В том же разговоре с Deadline менеджер рассказал, что студия вместе с Госдепом США пыталась определить, есть ли российский дистрибьютор «Джона Уика» в санкционных списках. В итоге оказалось, что прокатом боевика в России занимается мальтийская компания Unicorn Media Limited и ограничения на нее не действуют.
«Все больше компаний, которые не работали с российскими дистрибьюторами [после начала войны], решили начать все сначала», — утверждает глава российского прокатчика A-One Даниил Горошко. В декабре 2022-го A-One выпустила в отечественный прокат «Треугольник печали» Рубена Эстлунда, победивший в Каннах.
Кто пытается занять нишу
Что касается европейского кино, в 2023 году в России выйдут 13 итальянских фильмов, 39 картин из Великобритании, 14 — из Германии. Рекордсмен среди европейских стран — Франция, в этом году российские зрители смогут посмотреть 52 проекта. Один из них — «Три мушкетера: ДʼАртаньян» режиссера Мартина Бурбулона — в апреле уже заработал 99 миллионов рублей. Российский рынок — третий по величине для Франции: по данным Unifrance, в 2022 году французские фильмы посмотрели 2,6 миллиона зрителей из России.
В интервью Variety французский дистрибьютор, попросивший не называть его имя, заявил, что бойкот российского проката приведет лишь к дальнейшей изоляции страны, в том числе тех ее граждан, кто выступает против войны с Украиной. «Это то, чего хочет Путин», — заявил дистрибьютор.
В то же время освободившееся место в российских кинотеатрах пытаются занять азиатские фильмы. В 2023 году запланирован выход 15 индийских картин, 11 корейских и 10 китайских.
С правообладателями из КНР российские компании ведут переговоры как минимум с февраля 2023 года — эту идею поддерживают и российские власти. Только за апрель в прокат вышло три китайских картины: «Блуждающая земля — 2» Франта Гво, «Очень большая любовь» Чжана Линьцзы, «Мой монстр» Хуана Хэ. Ни один из этих проектов, впрочем, не стал хитом проката: картина Гво заработала 13 миллионов рублей, а Линьцзы — примерно 60 тысяч.
Помощник президента Путина и глава Российского военно-исторического общества Владимир Мединский видит в замене западного кино на китайское огромные перспективы:
Надо, чтобы мы больше смотрели китайское кино, они [китайцы] больше смотрели наше кино, и тогда та дружба, которая исторически между нашими народами складывалась, и дальше будет расти и укрепляться.
Что это такое?
Законопроект о принудительном лицензировании иностранного контента в августе 2022 года вносил в Госдуму депутат от «Справедливой России — За правду» Дмитрий Кузнецов. Законопроект предполагал, что российские стриминги и прокатчики смогут через суд получать лицензии на продукцию правообладателей из «недружественных» стран, которые отказываются продавать лицензионный контент. Предлагалось также создать специальный счет, на который будет поступать процент от сборов — после окончания войны студии якобы смогли бы забрать эти деньги.