Владимир Смирнов / ТАСС
истории

В России хотят ввести «принудительное лицензирование» для кино — чтобы показывать голливудские премьеры Ничего хорошего из этого, кажется, не выйдет

Источник: Meduza

Из-за войны российский кинопрокат оказался на грани уничтожения, так как крупнейшие голливудские студии отказались показывать в России свои блокбастеры. И хотя в самом начале войны прокатчики планировали делать ставку на индийское и латиноамериканское кино, судя по всему, без Голливуда посещаемость кинозалов все равно будет падать. Теперь в индустрии активно обсуждают возможность «параллельного импорта» зарубежных фильмов, «принудительного лицензирования» контента и «бездоговорного использования прав» на новинки. Некоторые кинотеатры уже показали «Бэтмена» (пока еще законно) и демонстрируют другие голливудские премьеры вроде сиквелов «Топ Гана» и «Доктора Стрэнджа» (уже незаконно). Разбираемся, стоит ли ждать полноценного возвращения блокбастеров на большие экраны — и как это может ухудшить положение стримингов и качество изображения в кино.


Что такое «принудительное лицензирование»?

В апреле российские власти начали готовить законопроект о «принудительном лицензировании», которое позволит легализовать фильмы, сериалы и музыку из «недружественных» стран. Если их правообладатель в одностороннем порядке отказался от договора по основаниям, не связанным с нарушением контракта (например, ушел из страны после начала войны), российский лицензиат может потребовать через суд получения «принудительной лицензии» на контент партнера. Деньги за показ фильма в случае «принудительного лицензирования» должны в теории перечисляться правообладателю на рублевый счет — в соответствии с указом президента России от 27 мая.

Таким образом кинотеатры теоретически смогут показывать фильмы студий-мейджоров Universal, Disney, Warner Bros., Sony и Paramount, которые приостановили свою деятельность в России после начала вторжения в Украину. С февраля их новинки не могут выходить в кинотеатрах на легальных основаниях и не появляются на отечественных стриминг-сервисах. 

При этом предполагается, что кинотеатры должны сами добывать копии фильмов, на которые получена принудительная лицензия: от «экранок» из интернета до каким-то образом полученных DCP.

Что об этом думают в киноиндустрии? 

«Сейчас „принудительное лицензирование“ в той форме, в которой оно прописано в законодательстве РФ, — это очень долгая и сложная процедура, которая занимает от полугода до года по каждому фильму, — объясняет „Медузе“ Роман Исаев, глава российского представительства корпорации Comscore и член совета Ассоциации владельцев кинотеатров. — А через полгода после западного релиза фильм, естественно, уже не актуален».

Ассоциация сейчас обсуждает с законодательными властями альтернативный вариант — «бездоговорное» использование фильмов тех компаний, которые приостановили свою деятельность на территории России. Это может сработать, уточняет Исаев, только если государство пойдет на изменение законодательства и декриминализирует некоторые статьи Уголовного и Административного кодексов, а также поменяет процедуру выдачи прокатных удостоверений, которые на государственном уровне контролируют выходящий на экраны контент.

В разговоре с «Медузой» Исаев отметил, что в Госдуме эти вопросы — о декриминализации статьи 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), а также возможности показа фильмов без прокатного удостоверения — пока не обсудили. «Минкульт по данному вопросу позиции не имеет и никак кинотеатрам не помогает. Такое ощущение, что кинотеатры ему абсолютно не нужны. Все решения на государственном уровне сдвинуты ориентировочно на сентябрь, а кинотеатры до сентября не доживут», — считает эксперт.

По мнению Исаева, многие из них, включая крупнейшие сети, вот-вот начнут показ контента, который официально на территории России не выпускается. Но стоит помнить, уточняет Исаев, что у крупнейших сетей на рынке юридические, политические и имиджевые риски гораздо больше, чем у независимых кинотеатров. Поэтому они очень осторожно относятся к идеям «принудительного лицензирования» и «бездоговорного показа». 

Исаев также отметил, что в индустрии обсуждается создание аккредитованной государственной компании, у которой будет лицензия на работу с контентом из «недружественных» стран: «Такая организация могла бы сама себя наделять правами на фильмы и передавать их по договору кинотеатрам, которые бы в таком случае были более чисты с юридической точки зрения. Эта организация тогда бы занималась и дубляжом, и выпуском фильмов, и их рекламной кампанией. Большой вопрос, будет ли такая организация в итоге создана». 

Управляющий директор сети кинотеатров «Синема стар» Карина Агаджанова видит в «принудительных» лицензиях «временную меру», которая будет «очень полезна». Без голливудских фильмов, по ее словам, через несколько месяцев кинотеатры начнут массово закрываться. 

Если кинотеатры выступают за «принудительные» лицензии, то стриминговые сервисы — против. «У них бизнес строится по другим алгоритмам. Они приобретают права на несколько лет [и несколько лет получают благодаря этому новых зрителей], тогда как в кинотеатрах основной прокат длится, как правило, две недели», — поясняет Роман Исаев.

Эксперт считает, что пока стриминговые сервисы будут наблюдать за ситуацией с офлайн-кинотеатрами и делать свои выводы: «С чисто технической точки зрения им легче, чем кинотеатрам, потому что им не нужны ключи доступа и DCP».

В свою очередь гендиректор онлайн-кинотеатра Kion Игорь Мишин назвал принудительные лицензии «диверсией и катастрофой». По его словам, в случае их использования кино появится у пиратов. Он уверен, что если везде появится «топовый голливудский контент», то развитие российского кинопроизводства потеряет смысл, а кинобизнес перестанет развиваться из-за пиратства. 

Директор по контентной политике «Ростелекома» (онлайн-сервис Wink) Александр Косарим также выступил против «принудительных» лицензий, но отметил, что действующие контракты на архивные релизы, которые уже были доступны на российских сервисах до ухода студий с российского рынка, начнут массово заканчиваться к концу года и их просто нечем будет заменить. 

Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин согласился, что онлайн-кинотеатры не рассматривают как реальную опцию использование «принудительной лицензии». «Если иностранный правообладатель сочтет, что использование их контента является пиратством, то у него есть все рычаги и возможности для блокировки наших приложений и систем», — заявил Бырдин. По его словам, для онлайн-кинотеатров это означает откат на 10 лет назад. 

«Принудительные лицензии» уже действуют? 

Пока нет, однако некоторые кинотеатры уже взламывают ключи для показа голливудских новинок без разрешения студий. Но пока таких случаев в масштабах страны немного. Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков в комментарии отраслевому изданию «Бюллетень кинопрокатчика» заявил, что в начале июня нелегальные копии фильмов показывали в 127 кинотеатрах по всей России. Известно, что в петербургском кинотеатре «Великан парк» состоялась премьера голливудского блокбастера с Томом Крузом «Топ Ган: Мэверик», а в Томске — сиквела «Доктора Стрэнджа». В кинотеатрах сообщали, что сеансы организует сторонний арендатор (при этом билеты можно было купить только в кассах). Воронков в своем комментарии БК отметил, что «волна несанкционированного показа копий фильмов развивается по экспоненте и будет только расти» и что это вызвано «не желанием заработать, а стремлением выжить». 

Стоит отметить, что в этих случаях кинотеатры показывают фильмы уже после премьеры на стримингах в других странах (и, вероятно, показывают эти версии на большом экране). Это означает не только низкое качество проекции во время сеанса, но и, как следствие, низкий зрительский интерес: после пиратских релизов у зрителей просто меньше стимулов смотреть фильмы в кино. Кроме того, эти «нелегальные» премьеры в кинотеатрах остаются без рекламы и информационной поддержки, которыми занимались российские представительства студий-мейджоров.

16 июня в некоторых российских кинотеатрах начали показывать и «Бэтмена», российскую премьеру которого Warner Bros. отменили после начала войны в Украине. В феврале многие кинотеатры якобы успели получить дублированную копию фильма на DCP, а фильм получил прокатное удостоверение. Таким образом, сеанс был законным, хотя крупнейшие российские киносети («Формула кино / Синема парк» и «Каро») все равно на это не пошли. Показы при этом состоялись в соответствии с новым методом расчета с правообладателем через специальный рублевый счет.

У других голливудских новинок аналогичных лицензионных договоренностей не было. «Бэтмен» вышел в России на 182 копиях и за первые четыре недели проката заработал 33 миллиона рублей. В 2019 году «Джокер», стартовавший в 1572 залах, за аналогичный период принес 1,3 миллиарда рублей.

По мнению Романа Исаева, цифры «Бэтмена» показали, что российская аудитория скучает по крупному голливудскому кино:

Прокат не был сильно широким, но цифры падения от недели к неделе показывают, что аудитория сохраняет интерес. Понятно, что по сравнению с предыдущими голливудскими релизами «Бэтмен» собрал совершенно смешные деньги. Новые нестандартные схемы показа могут приносить порядка 20% от суммы, которая бы была при нормальном стандартном выпуске. В случае с «Бэтменом» это не более 10%. Без масштабной рекламной кампании и международной даты старта проката на возвращение прежних цифр сборов надеяться не приходится. 

Михаил Кабо

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.