«Медуза» продолжает рассказывать об участниках фестиваля документального кино «Артдокфест», который пройдет в Риге в рамках Рижского международного кинофестиваля с 21 октября, а в Москве и Санкт-Петербурге — с 5 декабря. В этот раз режиссер и президент фестиваля Виталий Манский рассказывает о картинах, посвященных российской глубинке: «Бессмертный», «Карабаш», «Уездный город Е» и «Акция».
Виталий Манский
Президент фестиваля «Артдокфест»
«Бессмертный»
Это картина молодого режиссера Ксении Охапкиной, которая в прошлом году получила главный приз на Международном фестивале документального кино в Амстердаме, а в этом — Гран-при документального конкурса в Карловых Варах, это очень высокая статусная победа. Россия к этой картине не имеет никакого отношения — ее сделала команда из Эстонии и Латвии.
Artdocfest
Сама Ксения Охапкина — режиссер экзистенциального кино, она не рассказывает буквальные истории, она создает кинематографические образы, которые сплетаются в некую визуальную конструкцию.
Несмотря на то, что фильм снимался в конкретном городе Апатиты, у которого есть почтовый индекс, улица Ленина, памятник Ленину и прочие естественные для советского города атрибуты, в картине Охапкиной он превращается в образ города вообще. А время, 2018 год, превращается в некую бесконечность, где все смертные бессмертны, где все застыло и никогда не сдвинется с мертвой точки. Это обреченность ходьбы по замкнутому кругу, от рождения до смерти — за колючей проволокой.
Город Апатиты может гордиться своими достижениями, наверняка там в любви рождаются дети, наверняка в этом городе гуляют такие же бесшабашные свадьбы, как и по всей стране, но все это счастье все равно движется в очень узком коридоре. Об этой несвободе и говорит со зрителями автор.
«Карабаш»
Эта картина завораживает с первых кадров своим мощным кинематографическим языком, какой-то очень точной наблюдательностью, любым случайно оказавшимся в кадре прохожим. В результате возникает образ города Карабаша, который неофициально считается самым экологически вредным населенным пунктом Российской Федерации. Это город, где медеплавильный завод является основным источником работы и загрязнения — оно же накрывает всех, кто на этом заводе работает.
Artdocfest
Мы проходим сквозь этот город вместе с рабочим, молодым парнем. Попадаем в какие-то ситуации, слушаем его рассказы о том, как устроена жизнь, о вечной стабильности, которая пришла в этот город задолго до Владимира Путина. Стабильности, которая там насчитывает уже не первое столетие.
Режиссер фильма — Илья Комаров. Оператор — успешный российский фотограф Павел Самохвалов. Его кадры отсылают к советскому фотографу Борису Михайлову — это случайные композиции, неправильные, неклассические, с одной стороны, казалось бы, грязные, но очень точные. Кстати, это короткометражная картина, что является абсолютной редкостью в современном кино.
«Уездный город Е»
Это картина молодого, но уже зарекомендовавшего себя фильмом «Стена» о поклонении Сталину, режиссера Дмитрия Боголюбова. Он снял фильм о жизни маленького российского городка. До этих маленьких городков большие региональные тренды и политические кампании столиц доносятся неким эхом — к этому моменту разборчивость послания из центра теряется. Эти отзвуки преобразуются в какие-то парадоксы и аномалии своих буквальных реализаций.
Artdocfest
В фильме мы видим и какую-то гипертрофированную маму, которая делает из дочери патриота новой России — и эта девочка совершенно искренне начинает воспринимать военную форму более естественно, чем джинсы или цветную блузку. Она пишет книгу о войне, ездит с военными песнями по детским садам и школам — одним словом, мы видим, как генеральная линия партии искривляется, когда доходит до какой-то крайней точки, на которую она даже не была рассчитана.
«Акция»
Была такая акция — через всю страну с востока на запад ехал поезд, который демонстрировал во всех городах трофеи российской армии, добытые в военной кампании в Сирии. Зима. Россия. Поезд с трофеями. Наш коллега Алексей Суховей отправился с этим поездом — он снимал торжественные встречи горожан с трофеями, происходящими, как по лекалу, в разных регионах страны с одинаковым сценарием, совершенно одинаковым постным выражением лиц людей, согнанных зимой на вокзальные перроны.
Artdocfest
Это абсолютно точная метафора, какой-то Салтыков-Щедрин. Эта пропагандистская машина, которая скоро начнет заниматься саморазрушением и саморазоблачением, мы видим ее в картине о политической кампании, цели и задачи которой были поставлены российской властью совершенно противоположные. Это абсурдный акционизм, который абсолютно не совпадает ни со временем, ни с запросами: люди, придумывающие акции в кремлевских кабинетах, уже давно не представляют, на территории какого государства и времени реализуются их фантазии.
Читайте также
- Жизнь современного комсомольца и защитники московского парка против РПЦ Два фильма «Артдокфеста», которые покажут в Москве и Санкт-Петербурге
- Аминат Ахмадову называют «третьей женой Рамзана Кадырова». Мы поговорили с режиссером Машей Новиковой, которая сняла фильм о ее семье
- Цензуре могут подвергаться вполне безобидные вещи Режиссер Максим Швед — о картине «Чистое искусство», в которой работники коммунальных служб закрашивают надписи на стенах
- Спи, богатырь, спи Вышел фильм Сергея Лозницы «Государственные похороны» — о том, как страна прощалась со Сталиным
- «Строить жизнь только вокруг мужчины — тупик» Режиссер Алина Рудницкая 10 лет снимала жизнь девушек, которые ходили на курсы соблазнения мужчин. Мы с ней поговорили