В конце июля в России вышел «Собиратель душ» («Longlegs») — один из самых обсуждаемых хорроров этого года. Независимая кинокомпания Neon провела настолько успешную маркетинговую кампанию в США, что фильм о маньяке с Николасом Кейджем по сборам обошел их же оскароносных «Паразитов» Пон Чжун Хо. Также в США «Собиратель душ» стал самым кассовым фильмом ужасов инди-студии за последние десять лет, обойдя по сборам картину «Два, три, демон приди!» от А24. Да, все эти достижения, мягко говоря, нишевые, но в то же время показательные: так активно хоррор не обсуждался в прессе со времен «Солнцестояния» или последних работ Джордана Пила. Рассказываем, как режиссер Оз Перкинс работал над этой историей, вдохновленной реальным убийством.
В беспросветно унылом Орегоне начала 1990-х маньяк по имени Длинноногий (Николас Кейдж) убивает целые семьи. На протяжении тринадцати лет самые опытные агенты ФБР не могут его поймать — более того, от одного вида его жертв даже сыщики испытывают ужас: каким-то образом садист вынуждает отцов сначала убить жену и детей, а затем покончить с собой. Маньяк выбирает только семьи с дочерьми — и только с теми, кому исполняется девять лет 14-го числа любого месяца. Единственные улики — шифрованные записки Длинноногого и записи предсмертных звонков его жертв в 911.
Раскрыть запущенное дело предстоит молодому агенту ФБР Ли Харкер (Майка Монро из «Оно следует»). Харкер чудовищно зажата, все время прикусывает щеку, говорить ей будто бы больно. Но у Ли есть особый талант — почти звериная интуиция; просто глядя на дом, она может понять, прячется там подозреваемый или нет. За пару минут Харкер взламывает шифр Длинноногого, а вскоре осознает, что совершенно не помнит собственный девятый день рождения.
NEON
Раскрывать другие детали сюжета не стоит. Важно отметить лишь то, что автор картины Оз Перкинс («Февраль», «Гретель и Гензель») работает в поле нового хоррора — как главные звезды жанра, режиссеры Ари Астер, Джордан Пил или Роберт Эггерс. Здесь нет скримеров, но есть жуткий саунд-дизайн и эстетские визуальные решения (флешбэки будто сняты на аналоговую камеру в 4:3, современные сцены — широкоформатные), а сама история настолько липкая, что даже шокирующая развязка не избавляет зрителя от тревожного чувства.
При этом сам Перкинс уверяет, будто не смотрит новые хорроры, а источниками его вдохновения стали фильмы 1990-х: Ли Харкер явно изображает нового агента Клариссу Старлинг из «Молчания ягнят»; напарника Харкер — типичного агента ФБР Картера — играет Блэр Андервуд, звезда сверхпопулярного детективного процедурала начала 1990-х «Закон Лос-Анджелеса».
Сам Длинноногий появляется на экране лишь в нескольких ключевых сценах — точно так же, как Баффало Билл в «Ягнятах» или герой Кевина Спейси в фильме Дэвида Финчера «Семь». Эта роль Николаса Кейджа точно войдет в историю как одна из самых безумных в его (и без того безумной) карьере: Длинноногий ведет себя нарочито неестественно: орет, поет, кривляется и заливисто хохочет.
Николас Кейдж в роли Длинноногого
NEON
Кейджа не узнать из-за грима — у маньяка пугающее лицо, отекшее, будто искусственно надутое. По словам Перкинса, Длинноногий перенес несколько неудачных пластических операций. Носит злодей нелепые белые куртку и сапоги — при создании образа Кейдж и Перкинс вдохновлялись глэм-рокерами, Бобом Диланом и «Носферату» Фридриха Мурнау 1922 года.
Все эти отсылки в «Собирателе душ» нужны не ради ностальгии — по словам Перкинса, это осознанная обманка для зрителя. Якобы он специально расставил по сюжету пасхалки, чтобы отвлечь ими зрителя — и внезапно его напугать. Так что фанатов Финчера фильм может разочаровать, ведь за знакомой эстетикой прячется совсем другой аттракцион, не детектив, а именно хоррор (к тому же с элементами мрачной сказки).
В основе «Собирателя душ» — две реальные истории. Одна из них произошла в семье режиссера
Примечание. В этой главе описано убийство ребенка. Если вы впечатлительный человек, пропустите ее.
Один из источников, на который опирался режиссер фильма, — история убийства Джонбенет Рэмси, шестилетней победительницы нескольких детских конкурсов красоты из Колорадо. Зимой 1996-го ее мать Патрисия обратилась в полицию: дочь пропала, а дома обнаружилась записка, в которой похититель требовал выкуп в 118 тысяч долларов. Через несколько часов тело девочки нашли в подвале ее дома.
Экспертиза нашла у Джонбенет травму черепа и следы сексуального насилия. Орудием убийства была гаррота — инструмент для пыток и казни через удушение (стул, на спинке которого вокруг шеи сидящего затягивается ремень). На одежде погибшей нашли чужую кровь, но экспертиза ДНК позволила доказать лишь непричастность к убийству родителей девочки. В базе ФБР не нашли совпадений, убийство до сих пор не раскрыто.
Эти события произошли на следующий день после Рождества — накануне кто-то подарил Джонбенет ростовую куклу, похожую на саму девочку. Кукла лежала в коробке, напоминающей гроб. «Когда ее убивали, эта кукла была в нескольких метрах от нее — лежала в той же позе, в гробу. Это дикая деталь. Такие вещи очень запоминаются. Это повлияло на то, как будет работать фильм», — объяснял Перкинс.
В картине маньяк Длинноногий тоже делает фарфоровые куклы своих жертв, а ФБР не может найти ни улик, ни подозреваемых.
NEON
Другой источник, на котором основана картина, — история семьи самого режиссера. Оба родителя Оза Перкинса — потомственные актеры. Его отец, Энтони Перкинс, среди прочего играл маньяка Нормана Бейтса в триллере Альфреда Хичкока «Психо» 1960 года; мать — Берри Беренсон, фотограф, модель и актриса, снявшаяся вместе с мужем в триллерах «Запомни мое имя» (1978) и «Зима приносит смерть» (1979).
Энтони Перкинс умер в 1992 году от СПИДа. Только после смерти отца режиссер узнал о его гомосексуальности — и о том, что Берри Беренсон помогала мужу долгие годы скрывать свою идентичность, в том числе от собственных сыновей. Сама Беренсон погибла в 2001 году: она была среди пассажиров первого самолета, врезавшегося в башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября.
В 2015-м Оз Перкинс, тоже успевший к тому моменту поработать актером, снял свой первый полный метр — хоррор «Февраль» (2015) с Эммой Робертс. Тогда он говорил, что центральный мотив в его творчестве — «портрет одинокого, сломленного человека, много потерявшего». «Собиратель душ» продолжает эту линию, фокусируясь на теме родительства: какой ценой можно защитить детей от внешнего мира и стоит ли оно того?
NEON
«Собирателю душ» помогла блестящая рекламная кампания. Во время которой ни разу не показали Николаса Кейджа
Успех фильма во многом связан и с его образцовой промокампанией: дистрибьютор фильма Neon решил продвигать картину, вовлекая журналистов и зрителей в раскрытие загадок, связанных с Длинноногим. Маньяка до премьеры ни разу не показали — публике показывали лишь обрывки мокьюментари, позволяющих оценить тему и общую атмосферу фильма.
Все началось с публикации в ютьюбе трех тизеров (1, 2, 3), где звучали жуткие записи звонков в 911 и измененный голос Кейджа, а также появлялись старые фото и загадочные шифры. Пользователи, разгадав эти коды, определили дату премьеры и название фильма; видео постоянно репостили в соцсетях, в итоге они стали вирусными. Затем в Лос-Анджелесе появились билборды с фрагментами фотографий Длинноногого и странными символами (оценить его портрет целиком по этим изображениям не представлялось возможным). На некоторых билбордах был телефонный номер — позвонившие слышали голос Кейджа, который стонал, хрипел в трубку и предвещал смерть.
В соцсети Letterboxd пользователь с ником Mr_Downstairs (так Длинноногий называет дьявола) публиковал зашифрованные рецензии на фильм. В ютьюбе в тот же момент появился одноименный канал с двумя короткими видео (1, 2), на которых можно разглядеть Длинноногого, снятого камерами наблюдения. Журналистам и блогерам Mr_Downstairs отправлял странные посылки и письма (на самом деле, конечно, это делали маркетологи Neon).
Mr Downstairs
Mr Downstairs
Команда фильма даже создала форум в стиле 1990-х The Birthday Murders, где постила статьи об убийствах, совершенных Длинноногим. Тексты выходили раз в несколько дней, но получить доступ к материалам можно было, только разгадав шифры на постерах. Сейчас все материалы доступны без кодов.
Самым ярким моментом промокампании стала публикация короткого фрагмента из фильма, в котором агент Харкер заходит в комнату для допросов, чтобы поговорить с Длинноногим. До съемки этого эпизода Майка Монро и Николас Кейдж ни разу не встречались, чтобы кульминационная сцена выглядела максимально убедительно. В результате, когда Монро впервые увидела Кейджа в образе, она настолько испугалась, что ее пульс поднялся с 76 до 177 ударов в минуту — его посчитали с помощью микрофона, закрепленного на груди актрисы. Лицо самого Кейджа в ролике закрыли черным квадратом (в фильме его видно).
NEON
В первые же выходные «Собиратель душ» заработал 22,4 миллиона долларов при заявленном кинокомпанией бюджете менее десяти миллионов (хотя, по слухам, он мог составить всего три миллиона). Артхаусный хоррор про маньяка обогнал в прокате блокбастер Грега Берланти «Покажи мне луну» с Ченнингом Татумом и Скарлетт Йоханссон (9 миллионов) и уступил только «Гадкому я — 4» (44,6 миллиона на второй неделе проката).
Сейчас «Собиратель душ» заработал в мировом прокате почти 80 миллионов долларов (из них 58 — в США). Скромный хоррор Оза Перкинса стал самым успешным релизом в истории Neon. Критики также в восторге — у «Собирателя душ» 86% положительных рецензий на Rotten Tomatoes.
Фильмы с рейтингом R
Фильмы, на которые зрители до 17 лет допускаются только в сопровождении родителей. Может быть назначен из-за непристойной лексики, продолжительных сцен насилия, секса или употребления наркотиков.
Где он снимался?
Помимо второстепенных ролей в комедиях начала нулевых, он сыграл в детстве 12-летнего Бейтса в «Психо-2» (1983). В 2010-х Перкинс переключился на написание сценариев и режиссуру. Его главный успех до выхода «Собирателя душ» — фолк-хоррор «Гретель и Гензель» (2020) по мотивам сказки братьев Гримм.
«Оно следует»
«It follows» (2014) — хоррор Дэвида Роберта Митчелла о некой сущности, которая преследует и убивает молодых людей, если они занимаются сексом. Единственный способ временно избавиться от сущности — заняться сексом с кем-нибудь еще, чтобы сущность переключилась на этого человека.
Neon
Независимая студия — главный конкурент А24. Выпустила картины «Свинья» с Кейджем, «Феррари» Майкла Манна, «Анатомия падения» Жюстин Трие и другие.
Мокьюментари
Псевдодокументальный жанр. В нем среди прочих сняты фильмы «Ведьма из Блэр» и «Монстро».
А кто его снимал?
Производством фильма занималась компания Николаса Кейджа Saturn Productions.
Сыновья Перкинса
У Осгуда есть младший брат Элвис, фолк-рок-музыкант. Он написал оригинальный саундтрек к картине под псевдонимом Zilgi.