Все способы читать «Медузу» из России. Выберите свой. Это просто и безопасно
Я хочу поддержать «Медузу»
истории

Свобода — это теорема, которую надо доказать Памяти режиссера Глеба Панфилова. Он сумел построить удивительно цельную киновселенную, герои которой пытаются выйти за пределы тотальной несвободы

Источник: Meduza

Глеб Панфилов — автор фильмов «Васса», «Мать», «Тема» и «Один день Ивана Денисовича», а также сериала «В круге первом» — умер 26 августа, в возрасте 89 лет. Кинокритик «Медузы» Антон Долин вспоминает, как режиссер сумел построить цельную и последовательную (хотя на первый взгляд и разнородную) киновселенную, жители которой бунтовали, творили и грезили, чтобы обрести свободу посреди тотальной несвободы.


В моей жизни Глеб Панфилов появился не с фильмами, а со спектаклем. Подростком я посмотрел в «Ленкоме» его «Гамлета» — к слову, то, на мой взгляд, была одна из немногочисленных по-настоящему удачных сценических ролей Олега Янковского. Тогда, вероятно, впервые я задумался о профессии режиссера — человека, предлагающего свою, необычную трактовку классического текста. А кроме того, впервые всерьез обратил внимание на мать Гамлета Гертруду (ее играла Инна Чурикова), понял, насколько она интересный персонаж. И только потом узнал, что у Панфилова Чурикова — его творческая напарница и жена — всегда исполняла главную роль. 

У разных поколений — разные точки вхождения в огромную, хоть и очерченную всего десятью полнометражными фильмами и одним сериалом, вселенную Панфилова. Для тех, кто впервые увидел его в 1960-х, Панфилов навсегда — режиссер пламенных, насквозь романтических и одновременно нежно-иронических «В огне брода нет» и «Начала» с невероятной молодой Чуриковой. В затхлых 1980-х он был автором нешаблонных кинопьес, «Валентины» по Вампилову и «Вассы» по будто бы неузнаваемому Горькому.

Для эпохи перестройки Панфилов — создатель «Матери», в которой он перекроил и рассказал заново, будто с нуля, самый знаменитый горьковский роман. Для 2000-х — соавтор новейшей мифологии: канонизация Николая II совпала с «Романовыми. Венценосной семьей», культ Солженицына — с сериальной версией «В круге первом», вышедшей на телеканале «Россия». А еще Панфилов помогал в создании сценария михалковских «Утомленных солнцем — 2». 

Глеб Панфилов на съемочной площадке фильма «Романовы. Венценосная семья». 27 августа 1997 года

Чувству единства киновселенной Панфилова, интуитивно накрывающему зрителя, противоречит разнородность материала, который режиссер берет за основу своих картин. Так, в своих первых фильмах он воспевал мученичество красных героев Гражданской войны, а в «Романовых» те самые большевики безжалостно расстреливали самодержца и его близких. При этом сам Панфилов настаивал: в его взглядах, позиции, эстетике есть последовательность и цельность, которые один из его героев, драматург Ким Есенин, назвал бы сквозной «темой».

Именно «Тема» — трагикомедия о писателе-конъюнктурщике Есенине, неожиданно ставшая лучшей ролью Михаила Ульянова (зритель не мог узнать в этом жалком и комичном персонаже артиста, известного всей стране как Ленин, Жуков и Дмитрий Карамазов), — может хотя бы отчасти объяснить уклончивую природу таланта Панфилова. Внешне простой, но завораживающе многослойный фильм как раз не принадлежит одной эпохе, поскольку застал сразу две — застойные 1970-е, когда был снят, и перестроечную «новую искренность», которой «Тема» пришлась ко двору, когда ее сняли с полки.

Под запрет фильм попал из-за табуированной темы эмиграции. Второстепенный и при этом ключевой персонаж Станислава Любшина (в титрах — просто «Бородатый»), блестящий филолог, увольняется и идет работать деревенским могильщиком в знак протеста, когда ему в соавторы навязывают бездарную ученую. А потом, отчаявшись, уезжает в Америку. «Ты что, за правдой туда едешь?» — ужасается его возлюбленная, экскурсовод Саша (Инна Чурикова). «Там врать не придется», — спокойно отвечает он. Сегодня эта сцена — сильнейшая в картине — кажется актуальной вновь. 

Глеб Панфилов и Инна Чурикова на съемках фильма «Тема». 8 апреля 1979 года

«Тема» получила «Золотого медведя» Берлинале в 1987-м. Удивительно, что маленькую саркастическую историю творческого отпуска третьеразрядного — но уважаемого и даже любимого в народе — совписа поняли и оценили в Европе. Благополучный псевдо-Есенин, однофамилец гениального поэта, строчит на фоне старинных церквей «нечто из русской истории», потому что «совпало — аванс и ремонт дачи». Через этот образ Панфилов говорил о вечном и больном — предательстве души, внутренней смерти, компромиссе и попытке оправдаться перед самим собой в бесконечной и бесплодной рефлексии.  

Если для самых радикальных авторов послевоенного советского кино — Тарковского, Муратовой, Германа — свобода была потребностью, необходимостью, а может, и неизбежностью, то Панфилов видел в ней теорему, которую пытался доказать. Та самая сквозная «тема» — как стать свободным в творчестве, живя в несвободном государстве, особенно если ты не готов хлопнуть дверью, как Бородатый? Этот вопрос — собственное панфиловское «быть или не быть». 

«В огне брода нет» и «Прошу слова» — блестящая демонстрация того, как можно снять абсолютно несоветское (но ничуть не антисоветское!) кино в насквозь советском жанре. «Васса» и «Мать» — прекрасные примеры тонкого, умного, нешаблонного прочтения потертой от употребления шаблонной классики. Все, без исключения, картины режиссера — о том, как показать горение, спрятав его от глаз, заменив безопасным, не обжигающим теплом. Недаром фильм о Жанне дʼАрк Панфилов с Чуриковой снять так и не смогли. Зато сделали замечательное кино, в котором советские люди грезят о Жанне («Начало»). 

Как Ким Есенин едет в живописную глушь, так и режиссер осознанно бежит от реальности, уходит в лубок и наивный стиль — и становится несравненным виртуозом закадрового конфликта и сюжета. Это чувствуется и в ранней картине «В огне брода нет», и в образе народного поэта Чижикова в «Теме», и в начисто лишенном иронии позднем кино — от житийных «Романовых» до «Одного дня Ивана Денисовича», больше притчи или сказки, нежели безрадостной лагерной хроники.

Инна Чурикова и Глеб Панфилов на кинофестивале в Локарно. 13 августа 2021 года

Rosdiana Ciaravolo / Getty Images

Панфилов не был обделен призами: помимо «Золотого медведя» за «Тему», на его счету и «Золотой леопард» Локарно («В огне брода нет»), и «Серебряный лев» Венеции («Начало»), и приз фестиваля в Карловых Варах («Прошу слова»), и каннский спецприз жюри («Мать»), и несколько наград ММКФ. Но самое важное у режиссера неизменно было где-то за кадром. Как взрыв автомобиля в «Теме», как судьба самого героя фильма (он умер? переродился? дописал свою глупую пьесу о князе Игоре? отремонтировал дачу?). Внутреннее напряжение говорит о неразрешимости тех дилемм, которые терзают пародийного Есенина — и, возможно, не давали покоя самому Панфилову. Из этого дара режиссера вырос столь богатый и до сих пор не исчерпанный потенциал для интерпретаций его лучших картин. Их тревожная сила не иссякает со временем, а будто только растет. 

Антон Долин

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.