14 сентября министерство культуры Польши направило властям России заявление о реституции семи произведений искусства, вывезенных в СССР сразу после окончания Второй мировой войны. Как утверждает ведомство, эти картины сейчас находятся в коллекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. «Дела о хищении культурных ценностей не имеют срока давности», — заявил министр культуры Польши Петр Глиньский. В Минкультуры РФ заявили, что никаких официальных запросов от польской стороны по поводу этих семи картин не получали. «Медуза» поговорила с искусствоведами и историками о том, кому на самом деле принадлежат эти картины.
В середине сентября Польша потребовала от России вернуть семь картин, вывезенных СССР с территории страны в годы Второй мировой войны. Речь идет о работах XV—XVI веков: «Поклонение младенцу» Лоренцо ди Креди, «Двое скорбящих святых» Аретино Спинелло, «Христос и грешница» Луки Джордано, «Портрет художника» Валантена де Булоня, «Итальянский пейзаж со стаффажем» Андреа Локателли, а также о картинах «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» и «Мадонна с младенцем на фоне пейзажа» неизвестных художников.
Бывший вице-премьер Польши, а сейчас — министр культуры и национального наследия страны, Петр Глиньский заявил, что из всех стран, участвующих во Второй мировой войне, оккупированных или воевавших, именно Польша понесла самые большие потери, в том числе в области культуры и искусства:
83 года назад Польша стал жертвой двух агрессоров — Германии и СССР. Сегодня мы открываем общенациональный проект под названием «Пустые кадры», который должен напомнить нам о произведениях искусства, украденных во время Второй мировой войны — как немцами, так и Советами.
В Министерстве культуры РФ заявили, что им не поступали претензии от Польши и просьбы о возвращении семи предметов искусства. Условия передачи перемещенных культурных ценностей, считает ведомство, давно урегулированы. Сейчас картины входят в коллекцию Пушкинского музея в Москве и выставлены в главном здании.
Петр Глиньский демонстрирует репродукцию «Поклонения младенцу» Лоренцо ди Креди
Danuta Matloch / пресс-служба правительства Польши
Как картины оказались в России
В своем заявлении Петр Глиньский уточнил, что в довоенное время вышеперечисленные работы хранились в музеях Познани, Лодзи, Вроцлава и Вилянува, а также в имении Голухув. Все эти города были оккупированы Германским рейхом.
Польша, судя по материалу польского издания Culture.PL (оно софинансируется министерством культуры страны), посвященному утраченным страной шедеврам, признает своей собственностью экспонаты, вывезенные в СССР с территории современных границ страны, в том числе и с тех территорий, которые до 1945 года не принадлежали Польше. Так, одним из спорных объектов является «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, которая до начала Второй мировой войны находилась в городе Глогове (ее даже называют «Глоговской Мадонной»). Немецкий город Глогов стал принадлежать Польше только в 1945 году вместе со всей отторгнутой у Германии Нижней Силезией, и очевидно, что российская сторона считает, что «Мадонна» была реквизирована у Германии (хотя в июне 1945 года, когда это произошло, эта территория уже находилась под польским управлением).
С 2004 года Польша пытается вернуть картину. Тогда директор музея Ирина Антонова заявила, что все хранящиеся произведения искусства, вывезенные из Германии в СССР после войны, должны оставаться в российских музеях. Бывший министр культуры Владимир Мединский неоднократно высказывался о невозможности возврата культурных ценностей:
Нет и не может быть никаких благоприятных условий, при которых Россия вступит в какие бы то ни было переговоры на тему «возвращения культурных ценностей». Этот вопрос для нас просто несуществующий.
Нынешний министр культуры Ольга Любимова не делала заявлений по поводу возвращения предметов искусства в Европу.
Обязана ли Россия возвращать работы
Культурные ценности не должны быть предметом реституции, считает кандидат исторических наук и бывший преподаватель ВШЭ Дмитрий Дубровский. Однако в некоторых случаях международное право после Первой мировой войны предусматривало передачу культурных ценностей Германии в качестве возмещения ущерба пострадавшим странам, уточняет он: «Например, по Версальскому договору Бельгии были переданы панно работы ван Эйка из Берлинского музея».
Что касается периода Второй мировой войны, то сегодня Россия, опираясь на закон «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ», все еще смотрит на вывезенные из Германии произведения искусства как на военные трофеи, которые компенсируют ее колоссальные потери. «СССР считал вывезенные культурные ценности из Германии законными репарациями, хотя и вернул в ГДР „Дрезденскую коллекцию“. В бытность Михаила Швыдкого министром культуры проходили переговоры о возврате „Бременской коллекции“ в Германию, однако, был принят специальный закон, запрещающий реституцию», — рассказывает искусствовед Ксения Коробейникова.
Картина Дюрера «Христос Спаситель» на выставке «Бременская коллекция капитана Виктора Балдина» в Музее архитектуры в Москве. 31 марта 2003 года
ТАСС
Полотна на выставке «Бременская коллекция капитана Виктора Балдина» в Музее архитектуры в Москве. 31 марта 2003 года
ТАСС
Проблема, однако, в том, что семь работ, хранящихся в Пушкинском музее, были вывезены не из Германии, а из Западной Польши. При этом Минкульт РФ почему-то считает польские картины компенсацией «за действия нацистской Германии»: «Данный вид ценностей относится к особой категории, так как они были перемещены на территорию СССР в осуществление компенсаторной реституции за действия нацистской Германии и ее союзников в ходе Великой Отечественной войны», — сказано в заявлении ведомства.
«Я полагаю, что у Российской Федерации нет правовых причин рассматривать [в качестве реституции] художественные работы, не имеющие отношения к нацистской Германии и ее союзникам, — говорит Дмитрий Дубровский. — Действительно, некоторые перечисленные картины были вывезены нацистами во время Второй мировой войны из Польши, однако они не являются германскими и должны быть возвращены в Польшу. Польша не относилась к союзникам Гитлера, она была страной — жертвой агрессии. Заметим, что в 1939 году и [жертвой] со стороны СССР». Согласен с этой оценкой искусствовед и историк Константин Акинша: «Ценности, изъятые из польских музеев, должны быть возвращены хозяевам».
Ксения Коробейникова также считает, что указанные работы должны быть возвращены польскому государству: «До начала Второй мировой войны они находились в польских музейных коллекциях. Это собственность польского государства. С точки зрения международного права вопрос о принадлежности однозначен».
«Чрезвычайно стыдно, что Россия продолжает гнусную традицию СССР — либо отрицать наличие украденных шедевров в музейных фондах (чему всем известный пример — золото Трои из раскопок Генриха Шлимана, наличие которого в СССР отрицали до горбачевской перестройки), либо пытаться ее легализовать как „реституцию“. Повторюсь, по общему правилу, купленное или реквизированное нацистами за пределами Германии не может быть предметом реституции и должно быть возвращено своим настоящим владельцам», — заключает Дубровский.
Коробейникова уточняет, что даже во время сегодняшней войны с технической точки зрения нет никаких препятствий для отправки картин в Польшу: «Перемещение культурных ценностей исключено из санкционного режима. Примером было возвращение коллекции Морозовых [из Парижа в Россию]».
📄 Дорогие читатели! Теперь вы можете скачать PDF-версию любой статьи «Медузы». Файл можно отправить в мессенджере или по электронной почте своим близким — особенно тем, кто не умеет пользоваться VPN или у кого явно нет нашего приложения. А можно распечатать и показать тем, кто вообще не пользуется интернетом. Подробнее об этом тут.
Возвращала ли раньше Россия военные трофеи
В начале 2000-х Россия вернула Германии 111 цветных витражей из церкви Святой Марии во Франкфурте-на-Одере, вывезенных в СССР после Второй мировой войны и хранившихся в Эрмитаже. Согласно закону «О культурных ценностях…», реституция не распространялась на эти витражи, так как они были частью религиозного сооружения. В октябре 2007 года Россия вернула Германии еще шесть средневековых витражей, которые ранее хранились в Пушкинском музее в Москве.
В 2016 году научные сотрудники Пушкинского музея обнаружили и представили публике скульптуры авторства Донателло, которые после Второй мировой войны считались утраченными, — фрагментарно сохранившегося бронзового «Иоанна Крестителя», поврежденный мраморный рельеф «Бичевание Христа», а также работы Николы и Джованни Пизано, Луки делла Робиа, Андреа Веррокьо и других мастеров Возрождения. Во время Второй мировой войны они принадлежали Музею кайзера Фридриха (ныне музей Боде) в Берлине. Из-за обстрелов экспонаты спрятали в бомбоубежище в берлинском районе Фридрихсхайн, однако оно полностью сгорело, из-за чего предметы искусства считались уничтоженными.
Как объяснял в интервью The Art Newspaper Russia научный сотрудник Пушкинского музея Василий Расторгуев, после окончания войны археологи из Москвы «произвели первичный разбор завалов и сортировку предметов, сложили найденный материал в ящики и отправили в СССР». В 1946 году сильно поврежденные работы поступили в Пушкинский музей, а после — в хранилище на территорию монастыря в Сергиевом Посаде. До 2000-х работы хранились в специальном архиве Министерства культуры, и только после решения о переводе архива в Москву «Берлинская коллекция» оказалась в руках специалистов Пушкинского музея.
После их обнаружения в Пушкинском музее его директор Марина Лошак прокомментировала ситуацию так: «Миссия музея заключается в том, чтобы сохранять, реставрировать, показывать и публиковать работы из его собрания, а также способствовать их включению в широкий культурный оборот. Собственно, это самое важное, что мы должны делать, без высоких идеологических лозунгов». Иными словами, вопрос о возвращении «Берлинской коллекции» в Берлин не ставится.
По словам министра культуры Петра Глиньского, Польша с 2000 года подала России 20 заявлений о реституции, которые охватывают несколько тысяч произведений искусства. Так, в 2009 году польская сторона потребовала вернуть картины, вывезенные в СССР после Второй мировой войны из Гданьска, который Германский рейх с 1939 года считал своей территорией, — а точнее из коллекции городского музея Гданьска. 24 сентября 1945 года из Гданьска доставили 17 ящиков с произведениями искусства в Пушкинский музей. В марте 1946-го туда же отправили еще 80 ящиков.
Однако с момента распада СССР в Польшу вернулась только одна картина — «Аполлон и две музы» авторства Помпео Батони.
Не только Россия
При этом стоит отметить, что во время Второй мировой войны предметы искусства вывозились не только в Советский Союз. «В июне 1945 года из Шварцбургской крепости в Тюрингии, одного из мест, где собирались и хранились изымаемые у нацистов культурные ценности, бесследно исчезла коллекция из 12 картин происхождением из Веймара. Две из них — работы Дюрера — нашлись в 1966 году в частной коллекции нью-йоркского юриста, который утверждал, что купил их в 1946 году за 450 долларов у молодого американского солдата, вернувшегося с войны. Многолетний судебный спор между картинной галереей в Веймаре и владельцем закончился только в 1982 году, когда картины был возвращены в Веймар», — рассказывает Дмитрий Дубровский.
Другой пример — неожиданная находка пропавших сокровищ Кведлинбургского собора в Тюрингии, вспоминает эксперт. В последние месяцы войны они хранились на секретном складе, после чего пропали — и были обнаружены в Техасе в 1989 году в наследстве скончавшегося лейтенанта американской оккупационной армии Джо Мидора. «Эти сокровища пришлось выкупать у наследников, и специальный фонд, созданный для восстановления немецкого культурного наследия, заплатил им около трех миллионов долларов», — поясняет Дубровский.
Дмитрий Дубровский
Объявлен в России «иностранным агентом» (как и многие другие организации и люди). Имейте в виду, что во время войны с Украиной в России приняли новый закон: теперь «иноагентом» могут объявить кого угодно.
О чем речь?
В 1943 году немцы спрятали сокровища в пещере недалеко от Кведлинбурга. В период американской оккупации в 1945 году сокровища были арестованы. Лейтенант Джо Т. Мидор, которого назначили охранять сокровища, перед войной получил степень бакалавра по истории искусства. Впоследствии американец присвоил себе 12 предметов из коллекции, которые хранил у себя дома до самой смерти. Лейтенант отправил их полевой почтой к себе домой в Техас.
Закон «О культурных ценностях»
Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ». Согласно статье 4, к культурным ценностям, перемещенным «в осуществление компенсаторной реституции» относятся объекты с территорий Германии, Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии на территорию Советского Союза. Польши в списке нет.
Золото Трои из раскопок Генриха Шлимана
Коллекция из 259 предметов, часто называемая «Золото Трои» или «Сокровище Приама», хранится в ГМИИ им. А. С. Пушкина с 1945 года. В нее входят предметы, происходящие из кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1872–1890 годы.
Коллекция Морозовых
Собрания живописи Михаила и Ивана Морозовых. В 1918 году обе коллекции были национализированы и в дальнейшем распределены по разным музеям, включая Третьяковскую галерею, ГМИИ имени Пушкина и Эрмитаж. В 2000-х две коллекции объединились благодаря Фонду Louis Vuitton в Париже. Произведения искусства выставлялись в Париже с сентября 2021-го по апрель 2022 года. На фоне войны французские власти решили конфисковать несколько картин. В мае 2022 года общая коллекция братьев Морозовых была возвращена России.
Версальский договор
После поражения в Первой мировой войне и вследствие Версальского договора Германия должна передать Бельгии панно «Мистический Агнец» братьев ван Эйк, ранее хранящихся в музее Боде в Берлине.
Армия мидора
В 1943 году немцы спрятали сокровища в пещере недалеко от Кведлинбурга. В период американской оккупации в 1945 году сокровища были арестованы. Лейтенант Джо Т. Мидор, которого назначили охранять сокровища, перед войной получил степень бакалавра по истории искусства. Впоследствии американец присвоил себе 12 предметов из коллекции, которые хранил у себя дома до самой смерти. Лейтенант отправил их полевой почтой к себе домой в Техас.
О чем речь?
Согласно заключенному между СССР и Германией пакту Молотова — Риббентропа, Латвия, Эстония, Финляндия, восточные области Польши и Бессарабия должны были войти в сферу интересов СССР. Литва и западная часть Польши были отнесены в сферу интересов Германии.
Что это?
Возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного одним из воюющих государств с территории другого государства.
Это так?
Гданьск с 1920 по 1939 год был формально независимым Вольным городом, находившимся под управлением Лиги наций, то есть не входил в состав Польши. В 1939 году немецкий рейх в нарушение международного права включил Гданьск в свой состав. На Потсдамской конференции (конец июля — начало августа 1945 года) было решено, что Гданьск отойдет Польше, так что картины СССР вывез именно с польской территории.
«Бременская» или «Балдинская» коллекция
Собрание из 364 произведений западноевропейского искусства, вывезенное из Германии советским офицером Виктором Балдиным. До войны оно располагалось в Художественном музее Бремена, ныне находится в Эрмитаже.
В каких конкретно?
«Поклонение младенцу» Лоренцо ди Креди — в довоенной коллекции Познанского общества друзей науки. «Двое святых» Аретино Спинелло и «Христос и грешница» Луки Джордано — в коллекции Усадьбы Чарторыйских в Голухове. «Портрет художника» Валантена де Булоня — в Силезском музее изящных искусств во Вроцлаве. «Итальянский пейзаж со стаффажем» Андреа Локателли — в довоенной коллекции Вилянувского дворца. «Мадонна с младенцем и лилиями на фоне пейзажа» неизвестных авторов — в Городском историко-художественном музее Бартошевичей в Лодзи.