Компания The Walt Disney Company объявила, что приостанавливает показ фильмов своего производства в России из-за войны (первая отмененная премьера — мультфильм «Я краснею» о красной панде). Вслед за Disney от проката отказалась Warner Bros. — за день до премьеры отменен выход в российских кинотеатрах фильма «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном в главной роли. Sony также приостановила показ своих фильмов в России, включая предстоящий «Морбиус» с Джаредом Лето. Кинокритик Антон Долин дает неутешительный прогноз о будущем российского кинопроката.
Отказ крупных голливудских студий работать с Россией в нынешних обстоятельствах не только предсказуем — он предельно логичен. Хотя речь идет не только о репутационных потерях, как в случаях, допустим, отмен больших выставок, театральных постановок или музыкальных фестивалей. Кинопрокат — это огромные деньги, а Россия все последние годы была крупным рынком, чрезвычайно важным для Голливуда.
Например, последний всемирный рекордсмен — «Человек-паук: Нет пути домой» — заработал в России более 46 миллионов долларов. Для подобных голливудских блокбастеров Россия была в десятке самых перспективных рынков: в России этот фильм собрал меньше, чем в Мексике (75,6 миллиона долларов) или Австралии (57 миллионов долларов), но больше, чем в Индии (36,6 миллиона долларов) или Испании (30,8 миллиона долларов). В общей сложности «Человек-паук: Нет пути домой», по данным kinobusiness.com, в российских кинотеатрах посмотрели более 10 миллионов зрителей. И тем не менее сегодня этот рынок стал настолько отталкивающим, что студии торопятся расстаться с ним.
Долгосрочные перспективы кинопроката и кинопроизводства в России всецело зависят от развития политической обстановки в стране и мире.
Можно предположить, что за крупными студиями последуют мелкие, за американскими — европейские или азиатские. Скорость процесса будет зависеть от множества факторов, но сам этот процесс неостановим — российские кинотеатры скоро останутся один на один с российским же кинопродуктом. Любые контракты с другими странами, которые можно разорвать, будут разорваны, даже с существенными денежными потерями для правообладателей. Ситуация не изменится вплоть до окончания военных действий, но с высокой вероятностью она останется такой же вплоть до снятия санкций с России. А это может продлиться очень долго.
В этой катастрофической для отрасли ситуации трудно удержаться от прогноза: наконец станет очевидно, что весь кинобизнес в России держался исключительно на иностранном кино (которое когда-то и вернуло зрителей в кинотеатры, задолго до всех государственных программ по «поднятию отечественного кинематографа с колен») и что формула «just business» отнюдь не универсальна. Для руководства мировых кинокомпаний есть вещи поважнее.
Что будет с прокатом? Он попытается выжить, показывая публике отечественное кино, новое и старое. Но и на этом поприще нас ждут серьезные проблемы.
Во-первых, экономическая ситуация быстро выведет кинопроизводство из списка приоритетов — как для бизнеса, так и для государства. Огромное количество проектов заморозятся, а проекты, связанные с любыми копродукциями, будут отменены вовсе. Во-вторых, настроения зрителей (в России они ориентированы на Запад, даже если речь идет о сугубо потребительской позиции, а не осознанном политическом выборе) вряд ли будут способствовать массовым походам на отечественные блокбастеры «патриотической» направленности. Число иных российских картин скоро упадет почти до нуля. В-третьих, прокатывать любое кино и просто ходить в кинотеатры скоро станет слишком дорого. Вероятно, нас ждет массовое возвращение к пиратству и торрентам. Но и это при условии, что в стране еще будет интернет — и он будет по карману любителям кинематографа.
На этом апокалиптическом фоне смешно оплакивать любые международные фестивали на территории России — они обречены — и сокрушаться о судьбах отечественных фильмов на фестивалях за пределами России. Пока политическая обстановка не изменится, трудно себе представить российский фильм в программе Канн или Венеции. Даже если его автор — завзятый оппозиционер. Тем более что в производстве практически любого российского кино так или иначе задействованы государственные структуры или крупные бизнесмены, которые сегодня во всем мире тоже ассоциируются с российским государством.