Я хочу поддержать «Медузу»
Disney
истории

«Лука» — прелестная летняя сказка Pixar о морских чудовищах в Италии Осторожно, после нее точно захочется на пляж и съесть целую тарелку вкусной пасты

Источник: Meduza

17 июня в прокат выходит «Лука» — мультфильм режиссера-дебютанта Энрико Касароса, созданный на студии Pixar. Действие разворачивается летом в прибрежном итальянском городке, где люди побаиваются морских чудищ — а чудища побаиваются людей. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает об этом простом и красочном мультфильме, посвященном отношению двух противоположных миров.


Когда-то Стивен Спилберг одним фильмом — «Челюстями» — изобрел жанр «летнего блокбастера» и, по легенде, опустошил пляжи, посетители которых дружно испугались акул-людоедов. Почти полвека спустя режиссер-дебютант Энрико Касароса сделал на студии Pixar «Луку» — эталонный летний мультфильм, посмотрев который, люди обратно ринутся на пляжи, в особенности итальянские. Осторожно, возможны нервные срывы для всех, кому нынешние ограничения не позволят выбраться на итальянскую Ривьеру! И это при том, что сюжет не так уж сильно отличается от «Челюстей»: жители прибрежного городка открывают охоту на морских чудовищ, которые, по слухам, водятся в местных водах. Только на этот раз мы следим за событиями с точки зрения самих монстров. Собственно, они тоже называют людей «земными чудовищами». 

Возможно, «Лука» — самый «диснеевский» из мультфильмов Pixar, практически лишенный сложных подтекстов и недетской проблематики, которыми известны «ВАЛЛ-и», «Тайна Коко» или недавняя «Душа». Здесь рассказана последовательная трогательная история — и в ней несложно найти отзвуки «Русалочки» (перед нами — срез двух миров, подводного царства и человеческого) или «Красавицы и Чудовища» (земная девочка встречается с мальчиком-оборотнем, поднявшимся со дна моря). Кстати, в качестве антагониста выступает великовозрастный тиран-фанфарон, ужасно напоминающий Гастона. Вспомнятся и «Рыбка Поньо на утесе» Хаяо Миядзаки, и «Форма воды» Гильермо дель Торо, и ее отечественный прообраз — «Человек-амфибия». 

Тем не менее, «Лука» — все-таки оригинальная история, как всегда у Pixar, а не обобщенная перепевка фольклора в диснеевском духе. И действие происходит не в «тридевятом царстве», как в большинстве мультфильмов Disney, а на узнаваемом лигурийском побережье, пусть самого городка Портороссо (не в честь ли миядзаковского «Порко Россо»?) на карте и не существует. Касароса, уже отмеченный «оскаровской» номинацией за короткометражную «Луну», родился и вырос именно в тех краях, в Генуе, а его фильм основан на воспоминаниях и мечтах детства.

Возможно, это спасет Pixar от обвинений в голливудской эксплуатации итальянской натуры, которую авторы знают не понаслышке и изучили всерьез, вплоть до мельчайших деталей. Над этим «оголливуживанием» Касароса потешается и сам, вводя в речь персонажей ложные итальянизмы в духе междометий «санта-горгонзола» и «санто-пекорино». При этом не только благословенная природа и уютная городская застройка условного Портофино или Чинкве-Терре узнаются в «Луке», но и одежда и даже характерная кухня региона. Первая реакция после просмотра — срочно найти ближайшую итальянскую забегаловку и умять тарелку пасты с песто.

Disney Россия

По жанру «Лука» — классический фильм взросления, а раз итальянский, не обойдется без упоминания «Пиноккио». Сине-зеленый подросток с жабрами и хвостом, живущий на дне с семьей и ежедневно пасущий рыб, нарушает родительский запрет и выходит на поверхность, где немедленно превращается в человека; Пиноккио, напомним, наоборот обретал прежний облик, попав в воду. На суше Лука знакомится с ровесником — одиноким бунтарем Альберто, который давно решил выбрать человеческую сущность и забыть о подлинной рыбьей натуре. Вдвоем они, как и полагается тинейджерам, мечтают о настоящей «Веспе», в поисках которой отправляются в ближайший город. В это время безутешные родители Луки пытаются найти сбежавшего сына на поверхности.

В городе Лука и Альберто встречают Джулию — рыжую девочку, живущую с одноруким мрачным отцом-рыбаком и усатым котом по кличке Маккиавелли. Она мечтает выиграть Кубок Портороссо в местном соревновании, у которого несколько лет подряд есть лишь один победитель — задавака Эрколе. Новые друзья, благополучно скрывающие свою истинную природу — ведь в городе ненавидят и боятся морских чудовищ, — решают ей помочь. 

«Луку» пронизывает ностальгия по провинциальному детству, беззаботному дуракавалянию на пляже, мечтам о несбыточном будущем. Сопротивляться обаянию этой ретро-стихии невозможно. Где-то непременно вспомнится Феллини: на одной из стен Портороссо несложно разглядеть поблекший постер «Дороги», хотя общий дух фильма ближе «Амаркорду». А некоторые сцены заставят вспомнить чуть ли не «Зови меня своим именем» Луки (да!) Гуаданиньо.

Центральная идея «Луки» лишена оригинальности, но от этого не перестает быть ни важной, ни действенной: это фильм о знакомстве с Другим, о налаживании контакта с чужаком и стремлении к компромиссу, позволяющему выйти за границы своего узкого мирка и иначе взглянуть на жизнь. Двоемирие, вывернутое наизнанку, Pixar исследовали еще в «Корпорации монстров», где чудовища искренне боялись людей, и именно поэтому их пугали (коллизия фактически повторена в «Луке»).

В сравнительно недавнем «Вперед» гибридная вселенная соединяла сказочные элементы с будничными приметами современной Америки. А в «Луке» обаятельные монстры, пройдя через череду испытаний, вошли на равных в скрупулезно воспроизведенный прозаический мир. Хотя, кого мы обманываем, — что же прозаического может быть в волшебной Италии!      

Антон Долин

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.