Станислав Красильников / ТАСС
истории

«Никогда не поверю в обвинения в их адрес» Показания бывшего министра культуры Александра Авдеева по делу «Седьмой студии». Суд отказался использовать их как доказательства

Источник: Meduza

16 декабря в суде по делу «Седьмой студии» были представлены показания бывшего министра культуры России Александра Авдеева, который возглавлял Минкульт с 2008 по 2012 годы. Защита по собственной инициативе опросила Авдеева — опрос был произведен в строгом соответствии с законом в присутствии двух адвокатов Ксении Карпинский и Елены Орешниковой, записан на видео и напечатан, подписан самим Александром Авдеевым. Прокуратура на суде выступила против оглашения опроса и просмотра видео и предложила защите обеспечить явку Авдеева в суд, чтобы прокурор тоже мог задать ему вопросы. При этом прокуратура сослалась на статью 6 Европейской конвенции о защите прав человека. В ней говорится о праве обвиняемого допрашивать свидетелей — таким образом, прокуратура почему-то поставила себя на место обвиняемого. Суд согласился с прокурором, приобщил материалы к делу, но отказался использовать их в качестве доказательства. «Медуза» публикует расшифровку показаний бывшего министра культуры.


— Что вам известно о проекте «Платформа»? Когда и в связи с чем было получено распоряжение президента Российской Федерации о подготовке проекта «Платформа»?

— Проект «Платформа» был впервые упомянут Серебрениковым на встрече художественных руководителей основных российских театров с президентом Медведевым, среди прочего говорили о важной проблеме привлечения в театр молодежного зрителя. Театральные деятели с горечью говорили, что молодежь редко посещает классику, молодежный зритель, к сожалению, предпочитает эстрадные спектакли и музыкальные концерты, теряя интерес к драматическому театру, причиной этому является специфика формирования культуры и интеллекта людей, связанной с внедрением интернета и информационных потоков.

Начиная с 90-х годов формирование интеллекта поколения 90-х шло не на базе семьи, школы и культуры, гражданского общества, а в основном через информационные потоки интернета. Отсюда ослабление восприятия нравственных ценностей, смыслов жизни и жизненных приоритетов. Говоря о роли театра в воспитании молодежи, Серебренников отмечал необходимость подобрать такие новые театральные формулы и приемы, которые смогут привлечь молодежь в зрительные залы и погрузить их в богатство национальной и мировой театральной культуры. Эти выводы поддержали руководители всех российских театров, собравшихся у президента.

— Была ли форма проведения проекта «Платформа» и готовящиеся распорядительные документы новыми для министерства культуры?

— Это была новая форма, но я, как министр, неоднократно поднимал в правительстве вопрос о необходимости увеличения финансирования культуры в период кризисов. Мы подчеркивали, что, несмотря на состояние экономики, духовная жизнь людей должна развиваться и быть богаче. <…>

Культура не менее, а даже более важна, чем экономика, транспорт и другие области, потому что именно она формирует интеллект человека. В мире есть страны, в которых уровень жизни высок, а культурной жизни никакой — России такая перспектива не нужна.

Поиск новых форм театрального дела является одной из отличительных форм Кирилла Серебренникова, и, готовя проект «Платформа» на уровне министерства культуры, мы понимали государственную важность этого эксперимента.

— Участвовали ли вы в мероприятиях проекта «Платформа»?

— Я был на открытии, выступал с приветственной речью. Отмечаю, что речь идет не о рядовом событии, а важном эксперименте для всего театрального дела страны. Его итогом должен был стать возврат молодежного зрителя в российский театр и разработка новых форм и методики, позволяющие это сделать.

— Как вы считаете, были ли выделенные денежные средства в размере 210 миллионов рублей — адекватной суммой?

— Это стоимость одного спектакля в Большом театре с декорациями и костюмами или создание одного-двух художественных фильмов.

— Интересовались ли вы ходом реализации проекта «Платформа»?

— Я интересовался, однако в мае 2012 года я прекратил работать в должности министра культуры и перешел на работу в МИД. Я отслеживал ход постановок спектакля «Сон в летнюю ночь», «Отморозки», «История солдата» с Викторией Исаковой в главной роли.

— Что для министерства культуры РФ являлось критерием целевого использования денежных средств, выделенных для реализации проекта «Платформа»? 

— Выпуск и показ мероприятий.

— Были ли достигнуты цели, для которых проводился проект «Платформа»? Как вы оцениваете результаты работы проекта «Платформа» за три года?

— С момента начала реализации проекта «Платформа» до моего ухода с должности министра культуры (8 месяцев) я был полностью удовлетворен работой «Платформы». В дальнейшем итоговую оценку дало министерство культуры в 2014 году, в лице врио министра Г. П. Ивлева, о том, что задачи, поставленные инициаторами проекта, можно считать решенными.

— Как можете охарактеризовать Серебренникова К.С. и Апфельбаум С. М.?

— Считаю Кирилла Семеновича Серебренникова и Софью Михайловну Апфельбаум исключительно порядочными людьми, зная их лично и по работе. Никогда не поверю в обвинения в их адрес, они не только известные деятели культуры, но и подвижники своего дела, которым нужно помогать — и их беречь.

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.