76-й Венецианский фестиваль объявил программу. В этом году за «Золотого льва» поборются Роман Полански, Рой Андерссон, Хирокадзу Корээда, Стивен Содерберг и другие режиссеры. В фильмах-конкурсантах небывалое количество кинозвезд: от Брэда Питта до Роберта де Ниро. Наконец, одно из главных событий Венеции — впервые в истории в основной конкурс включен фильм, основанный на комиксе, — «Джокер» с Хоакином Фениксом. О том, чего еще ждать от Венецианского кинофестиваля в 2019 году, рассказывает кинокритик Антон Долин.
На 76-м Венецианском кинофестивале скучно не будет. Как минимум, такого количества кинозвезд (пусть некоторые из них наверняка не приедут) европейские фестивали не видели давно. Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Роберт де Ниро, Хоакин Феникс, Пенелопа Крус, Гаэль Гарсиа Берналь, Жюльет Бинош, Итан Хоук, Скарлетт Йоханссон, Адам Драйвер, Катрин Денев, Джонни Депп, Дэвид Тьюлис, Роберт Паттинсон, Мэрил Стрип, Жан Дюжарден — это только участники конкурса, далеко не полный список.
Россияне в общем празднике кино если и примут участие, то будет их немного. В параллельной конкурсу секции «Горизонты» представит свой второй полнометражный фильм Дмитрий Мамулия — режиссер, философ и худрук Московской школы нового кино. После «Другого неба» он выдержал паузу в девять лет, его новая работа называется «Преступный человек» и вдохновлена прозой Достоевского. В престижной программе отреставрированного кино Venice Classics покажут «Калину красную» Василия Шукшина. Вне конкурса неутомимый Сергей Лозница покажет монтажные «Государственные похороны», составленные из съемок похорон Сталина в 1953 году; очевидно, эта картина наследует его же «Процессу», премьера которого состоялась в Венеции год назад. Также русская тема будет затронута в политическом «Гражданине К» маститого американского документалиста Алекса Гибни. Очевидно, зрителей заинтересует и украинский участник «Горизонтов» — футуристический антивоенный фильм Валентина Васяновича «Атлантис».
Кадр из фильма «Я обвиняю»
Alexis Hamaide / Playtime
Из числа режиссеров-конкурсантов, претендующих на «Золотого льва», выделяются несколько живых классиков. Прежде всего, это 85-летний Роман Полански, вычеркнутый из всех списков на волне движения #MeToo, но по-прежнему чтимый европейскими фестивалями. Его долгожданный «Я обвиняю» с Дюжарденом в главной роли посвящен легендарному делу Дрейфуса — процессу, из которого родился современный европейский антисемитизм. Другая знаменитость — шведский режиссер Рой Андерссон, чей предыдущий фильм «Голубь сидит на ветке, размышляя о бытии» принес ему «Золотого льва». Новая лента, на которую повлияли сказки «Тысячи и одной ночи», называется «О бесконечности».
Все ждут первый европейский фильм японца Хирокадзу Корээды — именно его «Магазинные воришки» стали в Каннах сенсацией, получив главный приз в прошлом году; эта картина откроет смотр. К слову, музыку к ней написал россиянин Алексей Айги. Наконец, как не назвать Стивена Содерберга — одного из родоначальников американского независимого кино последних двадцати лет. Основанная на реальных событиях «Прачечная» посвящена Панамским документам и собрала целую толпу знаменитостей.
«К звездам». Трейлер
20th Century Fox
Чуть менее известны завсегдатаи фестивалей: американцы Джеймс Грэй (эпическая фантастика «К звездам» с Брэдом Питтом — первая работа этого последователя Скорсезе в подобном жанре) и Ноа Баумбах («Брачная история»); французы Робер Гедигян («Глория Мунди») и Оливье Ассайас (его «Осиная сеть» — шпионский триллер о Кубе 1980-90-х годов); китаец-диссидент Лоу Е («Субботний вымысел»); чилиец Пабло Ларраин («Эма»); канадец Атом Эгоян («Почетный гость»). Наиболее интригующими выглядят два проекта: первый англоязычный фильм талантливого колумбийца Сиро Герра («Объятия змея», «Перелетные птицы») по роману нобелевского лауреата Джона Кутзее «В ожидании варваров» и, конечно, «Джокер». Впервые в истории фильм, основанный на мейнстримном комиксе, включен в конкурс серьезного кинофестиваля. Режиссер этого заведомо ажиотажного проекта — автор «Мальчишника в Вегасе» Тодд Филлипс. Но, судя по всему, картина с Хоакином Фениксом в роли печально известного террориста-шутника — вовсе не комедия.
«Джокер». Трейлер
Warner Bros. Pictures
Любопытно, как отреагирует феминистская общественность на то, что в конкурсе представлены только две женщины-режиссера: Хайфа Аль-Мансур из Саудовской Аравии с картиной «Идеальный кандидат» и дебютантка Шэннон Мерфи с фильмом «Молочный зуб». Впрочем, в этом году женщина-режиссер возглавила венецианское жюри — аргентинка Лукресия Мартель известна на весь мир своим радикальным и бескомпромиссным арт-кино, в котором она не делает уступок мейнстриму и требованиям так называемого рынка. Тем любопытнее будет оценить ее вердикт.
Из внеконкурсных премьер наибольший интерес вызывает политический триллер Бенедикта Эндрюса «Сиберг», поставленный по реальным событиям: звезду «На последнем дыхании» Джин Сиберг там сыграла Кристен Стюарт. Зрители увидят и две серии (причем вторую и седьмую) ожидаемого всей Италией — и не только — «Нового Папы» Паоло Соррентино. Специальным событием станет показ синефильского шедевра Цая Минляна «Прибежище дракона» (2003) в сопровождении живого перформанса режиссера.
Дело Дрейфуса
Судебный процесс, проходивший во Франции в 1894 году. На нем рассматривалось дело о шпионаже французского офицера еврейского происхождения Альфреда Дрейфуса в пользу Германской империи. При помощи фальшивых документов его разжаловали и отправили в пожизненную ссылку, все это произошло на волне антисемитских настроений в обществе. Дело получило большой общественный резонанс.
Джин Сиберг и ФБР
В 1960-х актриса поддерживала леворадикальную партию «Черные пантеры», из-за чего ФБР установило за ней слежку и пыталось испортить ее репутацию — они распространили слух, что Сиберг беременна не от мужа, а от темнокожего члена партии. Из-за стресса она пережила преждевременные роды, ребенок скончался. После чего Сиберг созвала пресс-конференцию и показала там снимки своей мертвой светлокожей дочери.