В Израиле приняли «основной закон», который его противники называли «расистским». Что происходит?
1.
Что случилось?
2.
Израиль ведь и так еврейское государство. Что изменится?
3.
Что за «основные» законы? Это конституция?
4.
Но это самые главные законы?
5.
Итак, закон приняли. Что же теперь будет?
6.
Израильских арабов действительно дискриминируют?
7.
Арабский больше не будет государственным языком. Это единственное, чем недовольны критики?
8.
Что такое «общинные поселения»? Это те поселения, из-за которых в Израиле все время спорят?
9.
Что говорят авторы закона? Зачем он нужен?
10.
Израильское гражданство дают только людям с еврейскими корнями. Здесь ничего не изменится?
Что случилось?
19 июля кнессет принял закон «О национальном государстве еврейского народа». Израиль провозглашается «национальным домом еврейского народа», которому принадлежит исключительное право на национальное самоопределение в этой стране. Первый вариант законопроекта внесли в парламент еще в 2011 году, но до последнего времени документ не набирал достаточного числа сторонников.
Закон активно поддержала правящая правая коалиция во главе с премьер-министром Биньямином Нетаниягу, в которой большую роль играют ультрарелигиозные партии. Против выступили левые и центристы, у которых в кнессете меньшинство. Критиковал закон и президент страны Реувен Ривлин, но Израиль — парламентская республика: в отличие от российского или американского, израильский президент не обладает правом вето. За принятие закона проголосовали 62 депутата, против — 55.
Израиль ведь и так еврейское государство. Что изменится?
Сторонники закона считают, что ничего. Действительно, в Декларации независимости 1948 года и в других «основных законах» и так говорится, что Израиль — еврейское государство. Противники документа напоминают: та же декларация гарантирует, что Израиль «осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола». В принятом парламентом законе ни о каком равенстве не говорится. К тому же декларация формально не относится к израильским нормативным актам, тогда как этот закон принадлежит к числу «основных».
Что за «основные» законы? Это конституция?
Нет, в Израиле нет конституции. Ее не смогли принять в момент провозглашения государства в 1948 году и до сих пор планируют сделать это в будущем. Пока же действуют «основные законы», которые принимаются в том же порядке, что и любые другие. В отличие от обычных законов, они регулируют главные сферы политики и жизни: государственное устройство, полномочия ветвей власти, организацию экономики и вооруженных сил. Нынешний закон станет четырнадцатым «основным законом».
Но это самые главные законы?
Это не ясно. Нигде не записано, что «основные законы» важнее всех остальных. Однако с 1990-х годов Верховный суд Израиля начал проверять обычные законы на соответствие «основным», то есть фактически наделил «основные» полноценным статусом конституционных. В каждый из «основных законов» изменения вносятся по-своему. Поправки в закон «О национальном государстве» вообще не разрешены — можно только принять новый. Правда, иногда отдельные положения закона отменяет Верховный суд, если считает, что они противоречат ранее принятым.
Итак, закон приняли. Что же теперь будет?
Арабский язык лишится статуса государственного, которым он обладал с 1990 года. Единственным государственным языком останется иврит. За арабским сохранится «особый статус», но что конкретно это значит, в документе не сказано. Сейчас на арабский переводятся все законы страны, ему обучают в школах. Финальный вариант законопроекта дополнили пунктом, что положение арабского языка не должно «ухудшиться». Тем не менее противники закона уверены, что такое снижение статуса неприемлемо в стране, где арабы составляют около 20% населения. Президент Израиля Ривлин заявил, что закон даст «оружие нашим врагам», которые смогут в очередной раз обвинить страну в национализме и расовой дискриминации.
Израильских арабов действительно дискриминируют?
Израиль в этом довольно часто обвиняют. В частности, Совет по правам человека ООН осуждает Израиль чаще, чем все остальные страны мира, вместе взятые, и многие считают этот орган ангажированным. Согласно законодательству страны, арабы обладают теми же гражданскими правами, что и граждане еврейской национальности. Существуют арабские политические партии, иногда они входят в правительство. Однако есть и важные исключения. С момента образования Израиля арабов почти нет в израильской армии: они освобождены от обязательной службы (или не допущены — как посмотреть). Впрочем, они могут пойти служить добровольно. Кроме того, государство поощряет репатриацию евреев, но не арабов.
Арабский больше не будет государственным языком. Это единственное, чем недовольны критики?
Нет. Седьмая статья закона гласит, что «государство рассматривает еврейские поселения как национальную ценность и будет поощрять и способствовать их строительству и консолидации». Эта формулировка заменила изначальный вариант, который вызвал множество споров: «Государство может позволить общинам, в которых состоят представители одной религиозной или этнической группы, создавать обособленные общинные поселения». По мнению критиков, это был прямой путь к расовой сегрегации, а колумнист газеты Haaretz Брэдли Берстон даже обвинил Нетаниягу в «фашизме». Тем не менее и новый вариант нравится не всем. Та же Haaretz считает, что он даже хуже: ведь раньше говорилось об обособленных поселениях любой группы, а теперь только о еврейских.
Что такое «общинные поселения»? Это те поселения, из-за которых в Израиле все время спорят?
Спорят в Израиле из-за всех поселений, которые расположены на Западном берегу реки Иордан. Многие страны мира — и арабские в первую очередь — считают, что Израиль незаконно оккупировал эту территорию.
Общинные поселения — один из видов поселений. Жители арендуют землю у государства, это что-то вроде кооператива. Они не являются собственниками земли, но зато могут наложить вето на переезд к ним нежелательных поселенцев или на открытие бизнеса. Однако раньше национальность или религиозная принадлежность человека, по крайней мере формально, не могла быть критерием отказа.
Что говорят авторы закона? Зачем он нужен?
Разработчик самого первого проекта закона, профессор Еврейского университета Абрахам Дискин, утверждает, что эта норма имеет исключительно «декларативный» характер и у нее не будет «большого количества практических» последствий. Главная же цель — воздействовать на Верховный суд страны. По его мнению, в своих решениях судьи больше руководствуются общечеловеческими ценностями и забывают, что Израиль — еврейское государство: защищают палестинских арабов, слишком легко предоставляют гражданство иностранцам, либерально относятся к нелегальным иммигрантам.
Сторонники закона ссылаются на опыт семи стран Евросоюза, где в конституциях закреплено наличие государствообразующего народа. Они упоминают в их числе и балтийские страны, в которых живут «крупные иностранные меньшинства».
Израильское гражданство дают только людям с еврейскими корнями. Здесь ничего не изменится?
На самом деле гражданство могут получить не только евреи, хотя это сложно. Самый распространенный способ — вступить в брак с евреем или еврейкой, причем до того, как он (или она) начали процедуру репатриации. И желательно не менее чем за год, иначе брак могут посчитать фиктивным. Если брак заключен с гражданином Израиля, то дальше следует длительная процедура натурализации супруга, результат которой зависит от решения МВД. Как правило, она затягивается больше чем на пять лет.
Еще один путь — принять иудаизм и получить подтверждение своей приверженности от раввинов. Но это долгий процесс.
В остальных случаях натурализация еще более осложнена и происходит совсем уж в исключительном порядке. Никаких строгих критериев нет, решение по каждому кейсу принимает МВД страны.
В целом израильское гражданство очень неохотно дают людям других национальностей. Так что Израиль, по сути, всегда был национальным еврейским государством, а новый закон только закрепил этот статус.
Репатриация
Возвращение на историческую родину
Кнессет
Парламент — верховный орган власти в Израиле