В конце декабря 2024-го в прокат вышел байопик «Быть лучше: История Робби Уильямса». Поп-певца в ней играет обезьяна, созданная с помощью графики. Критики назвали фильм одним из лучших байопиков, а песню оттуда номинировали на «Золотой глобус» и «Оскар». «Медуза» рассказывает, зачем вместо музыканта создатели фильма сняли обезьяну и почему, несмотря на признание киносообщества, фильм провалился в прокате.
Начало 80-х, город Сток-он-Трент, Англия. Робби Уильямсу восемь. В школе его травят другие дети. А дома отец Питер (Стив Пембертон) хотя и учит Робби петь в стиле Фрэнка Синатры, но все время сомневается в способностях сына, а в итоге и вовсе бросает семью ради шоу-бизнеса. Поддерживают Робби только бабушка Бетти (Элисон Стедман) и любовь к сцене. Так начинается история британской иконы поп-музыки.
После успеха «Богемской рапсодии» (2018) Брайана Сингера и Декстера Флетчера шаблонные и комплиментарные байопики музыкантов выпускают почти ежегодно. В них голливудские звезды до неузнаваемости меняются, чтобы сыграть знаменитость из прошлого, — и аудитория обсуждает (а еще часто осуждает) в основном именно это перевоплощение.
Режиссер «Быть лучше: История Робби Уильямса» Майкл Грейси решил пойти другим путем: сыграть Робби Уильямса он доверил компьютерному шимпанзе — прямо как из «Планеты обезьян».
На мысль изобразить певца в таком виде режиссера натолкнул сам Уильямс: в частных разговорах он часто сравнивал себя с дрессированной обезьяной. В интервью Variety певец признался, откуда взялось это ощущение: в школе он учился плохо, экзамены проваливал и сам себя считал «тупым». Только спустя годы у Уильямса обнаружили диспраксию, дислексию и дискалькулию.
В фильме Грейси персонажи ни разу не обращают внимания, что главный герой — обезьяна. В этом образе его видят лишь он сам и зрители. «В обезьяне ты видишь более достоверную версию Роба, чем если бы его играл актер. Я не знаю, почему так. Думаю, в кино ты больше сопереживаешь животным, чем людям. Это позволило мне углубиться в его ментальные проблемы и найти способ их проиллюстрировать», — объяснил Грейси.
Кадр из фильма «Быть лучше: История Робби Уильямса»
Paramount Pictures
Образ обезьяны был создан при помощи технологии захвата движений — их воплотил актер Джонно Дэвис («Kingsman: Секретная служба», 2014). А озвучил персонажа сам Робби Уильямс. Издание Variety пишет, что команда специалистов по визуальным эффектам отсмотрела часы архивных записей, чтобы идеально воспроизвести мимику настоящего Робби — буквально каждое прищуривание и подмигивание. «Трудно сказать, насколько сохранились движения Дэвиса, но анимация настолько хороша, что академия должна придумать для нее подходящую номинацию», — пишет издание.
Несмотря на это 100-миллионный байопик, снятый на деньги независимых инвесторов, провалился в прокате. Худшие результаты — в США: всего 1,1 миллиона долларов за первые выходные. Оказалось, американцы в принципе не знают, кто такой Робби Уильямс.
Уильямс дважды пытался пробиться на рынок США, но провалился. Американцам не понравились дерзкие выходки на сцене и песни о сексе
Первый раз покорить США Робби пытался в конце 90-х. Тогда лейбл Capitol Records выпустил его альбом «The Ego Has Landed», собранный из лучших композиций первых двух студийных работ. Уильямс отправился в масштабный тур из 25 концертов по Северной Америке, чтобы продвигать пластинку. Однако американская публика дерзкие выходки исполнителя (например, он выходил на сцену голым) не оценила, и альбом не выстрелил в чартах. Впрочем, он все равно разошелся миллионным тиражом.
Позже, в 2003 году, Уильямс заключил крупный контракт с американским лейблом EMI Records на шесть пластинок. Но уже первая, «Escapology», провалилась — было продано всего 54 тысячи копий за первые полгода. Критики писали, что даже большие затраты на продвижение не помогли вызвать у американской аудитории интерес к исполнителю.
«В Британии Робби Уильямс — король караоке-попсы, там чарты полны подобных исполнителей. А вот в Лос-Анджелесе любой парень из караоке-бара во вторник вечером может петь не хуже. То, что в Британии воспринимается как демократичность и обаяние, в Америке выглядит просто невыразительным», — писал популярный в начале нулевых сайт Salon.
Кадр из фильма «Быть лучше: История Робби Уильямса»
Paramount Pictures
Культурные различия тоже сыграли роль. Своеобразный юмор и откровенный хулиганский образ, которые сделали Уильямса звездой на родине, в США не понимали. В документальном фильме Netflix «Робби Уильямс» (2023) показан фрагмент концерта, где певец буквально объясняет растерянным американским зрителям: «Это была песня о сексе».
«Когда я выступал в Вегасе, мне приходилось продавать себя организаторам, потому что Северная Америка толком не в курсе, чем я вообще занимаюсь. Я такой: „Представьте, что я как Фрэнк Синатра, только матерюсь и в татуировках“», — вспоминал в интервью Уильямс.
После неудач в США Робби больше не пытался преуспеть на американском рынке — хотя живет он вместе с семьей в Лос-Анджелесе. По словам Уильямса, он даже рад, что его карьера в Штатах не сложилась: только там он чувствует себя безопасно — ведь его никто не узнает на улицах.
Впрочем, в случае с фильмом отсутствие популярности скорее сыграло злую шутку. Когда «Быть лучше: История Робби Уильямса» вышел в прокат, американцы попросту не поняли, чью биографию им показали. Вот что пишут зрители в соцсети Х.
- «А кто-то в Америке вообще знает, кто такой Робби Уильямс?»
- «Я ожидал, что этот фильм провалится, потому что они раздули образ Робби Уильямса, представляя его как суперзвезду, хотя на самом деле он ею не является. За пределами Великобритании никто не знает, кто он. Не скажу, что он плохой певец… но международный релиз? Не сработает».
- «Пришлось загуглить, кто такой Робби Уильямс. Оказалось, какой-то британец, который что-то поет».
- «В США его почти никто не знает. Это чисто британская история. Для тех, кто не в курсе, в 90-х он был солистом в бойзбенде Take That. В Британии они как Beatles, но для США их будто никогда и не было».
Впрочем, так считают далеко не все. Зрители, которые успели посмотреть картину Грейси, призывают идти в кинотеатры даже тех, кто ничего не знает о Робби Уильямсе. «Так это и работает с фильмами. Джон Уик? Я этого типа не знаю! И что, мне теперь фильм не смотреть?» — пошутил один из пользователей.
Трейлер фильма «Быть лучше: История Робби Уильямса»
Paramount Pictures
Критики тоже высоко оценили фильм — у картины Грейси 88% положительных рецензий на Rotten Tomatoes. Журнал Time Out даже назвал его одним из лучших байопиков о музыкантах, который «оставляет хваленые „Богемскую рапсодию“ и „Рокетмена“ далеко позади».
Многие критики называют ход с обезьяной «тупым», «абсурдным», «огромным риском», но все же признают, что дерзость идеи и то, насколько сильно образ шимпанзе резонирует с самим Уильямсом, «не только окупает, но и возвеличивает происходящее на экране». По словам Дэвида А. Гросса, главы Franchise Entertainment Research, более 100 миллионов долларов бюджета картины — «нереалистичная сумма для жанра и этого исполнителя. [Потратить только] 25–30 миллионов было бы более разумно». Вслед за этим аналитик добавляет: «Те, кто жалуются, что индустрия не рискует и не предлагает свежих идей, — вот ваш фильм».
Какие?
Например, «Рокетмен» (2019) об Элтоне Джоне, «Джуди» (2019) о Джуди Гарленд, «Стардаст» (2020) о Дэвиде Боуи, «Элвис» (2022) об Элвисе Пресли, «Обратно во мрак» (2024) об Эми Уайнхаус, «Совершенный незнакомец» (2024) о Бобе Дилане.
Дискалькулия
Нарушение, из-за которого человеку тяжело оперировать цифрами и числами.
Диспраксия
Синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций.
Дислексия
Расстройство, при котором человеку трудно научиться читать и писать и в дальнейшем пользоваться этими навыками.
Это как?
Да, фильм Грейси — очень дорогое независимое кино, за которым не стоят голливудские мэйджоры. Главные инвесторы здесь — китайская студия Sina Studios, сингапурская Facing East и Mid March, компании MarksX Group, Zero Gravity, Aperture Media Finance и Comerica.
Franchise Entertainment Research
Компания Franchise Entertainment Research, Inc. анализирует информацию о кассовых сборах фильмов для киноиндустрии. Выпускает еженедельный бюллетень FranchiseRe, который считается одним из лучших источников данных о кассовых сборах.