21 марта на Netflix вышел научно-фантастический сериал «Задача трех тел». По сюжету пришельцы вербуют гениальных физиков, чтобы те помогли им захватить Землю. Проект создали продюсер «Настоящей крови» Александр Ву и шоураннеры «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс. В основе сериала — одноименный роман китайского писателя Лю Цысиня, первая часть успешной трилогии «Воспоминания о прошлом Земли». Рассказываем о проекте, который продолжает дело «Оппенгеймера», но делает это как-то невнятно.
Внимание. В тексте есть незначительные спойлеры.
Китай, 1966 год, «культурная революция». Юную ученую Е Вэньцзе ссылают в лагерь: девушка не стала отрекаться от отца, гениального астрофизика, казненного хунвейбинами за контрреволюционные взгляды. Со временем ее как ценную специалистку переводят на секретный объект, где китайцы пытаются выйти на связь с инопланетянами. Вэньцзе знает, как это сделать, но что хуже всего — она этого по-настоящему хочет.
Лондон, наши дни. Детектив Да Ши озадачен серией жутких самоубийств среди физиков. Один погибший исписал стены кровавыми цифрами, а потом выколол себе глаза. Другой утопился в ванне. Третья спрыгнула в экспериментальную установку.
На похороны последней ученой собираются пятеро бывших однокурсников — героиня была их наставницей. Друзья находят у погибшей высоко технологичный VR-шлем, который минимум на полвека опережает аналоги. Внутри — поразительно реалистичная игра. Игроки должны спасти обитателей планеты, на которую воздействуют сразу три звезды. Но сделать это невозможно: система с тремя гравитационно связанными телами непредсказуема, и персонажам-физикам это прекрасно известно.
Это не единственное странное событие, которое замечают друзья. Изобретательница Огги Салазар, самая успешная из пятерки, все время видит перед глазами обратный отсчет. А приборы на ускорителях частиц по всему миру показывают неожиданные результаты. Разумеется, все это связано с работой Е Вэньцзе на секретном китайском объекте в 1966 году — но персонажи об этом первое время не подозревают.
Netflix
Новый сериал Дэвида Бениоффа и Д. Б. Уайсса — очевидная попытка повторить успех «Игры престолов», только на поле научной фантастики. Об аналоге фэнтези-хита давно мечтают все крупные американские каналы и стриминговые сервисы. Продолжателем традиции в свое время называли и «Ведьмака» от Netflix, и «Кольца власти» от Amazon: оба проекта основаны на литературных фэнтези-вселенных — как и «Игра престолов», снятая по романам Джорджа Мартина. Сам HBO рассчитывал сделать своим новым флагманом научно-фантастический «Мир Дикого Запада», но не вышло.
Мечтая о новой «Игре престолов», студии, естественно, боролись за контракт с создателями шоу Дэвидом Бениоффом и Д. Б. Уайссом. В начале 2018-го их нанял Disney для работы над новой трилогией «Звездных войн». Спустя полтора года Бениофф и Уайсс заключили сделку с Netflix — стриминг выделил на их проекты 300 миллионов долларов, — а еще через пару месяцев мирно расстались с Disney. Формально — из-за загруженного графика.
Как рассказывают источники The Hollywood Reporter, Бениофф и Уайсс отказались от «Звездных войн», потому что Disney враждует с Netflix — и дуэту пришлось выбирать одну из двух компаний. В 2019 году зрители резко раскритиковали финал «Игры престолов», после чего Бениофф и Уайсс отказались встречаться с фанатами и не поехали на фестиваль Comic Con. Их пугал и токсичный фэндом «Звездных войн», и корпоративные требования Disney, поэтому они предпочли работать с Netflix, который редко ограничивает авторов.
Первым проектом Бениоффа и Уайсса на стриминге стала «Кафедра» — камерная трагикомедия об американском университете. Следующий их сериал оказался более масштабным — и сравнимым по бюджету с «Игрой престолов». В основе «Задачи трех тел» вновь книжная серия, бестселлер «Воспоминания о прошлом Земли» китайского фантаста Лю Цысиня. Дебютный сезон — экранизация первого тома из трех (2006), который и дал название всему сериалу. Второй сезон, основанный на следующем романе, уже в разработке.
Cr. Ed Miller / Netflix
Cr. Ed Miller / Netflix
Cr. Ed Miller / Netflix
«Знания — вещь спорная. Это источник всех проблем», — замечает в сериале загадочный лидер спецслужбы. Новый проект Netflix, как и недавний триумфатор «Оскара», «Оппенгеймер», вновь задается вопросом личной ответственности ученых перед человечеством. Персонажи «Задачи трех тел» сталкиваются с теми же дилеммами, что и герой Нолана, лидер Манхэттенского проекта и разработчик атомной бомбы. Как делать свое дело — и не стать при этом заложником спецслужб, политиков, корпораций или религиозных фанатиков?
Огги Салазар изобретает очень тонкое и очень прочное нановолокно, революционный для медицины и энергетики материал. А еще — невероятно эффективное и страшное оружие, о чем ученая, естественно, не подумала до тех пор, пока спецслужбам не понадобилось что-то невидимое, бесшумное и смертоносное.
Cr. Ed Miller / Netflix
Вопрос научной этики — не единственное, что сближает сериал с «Оппенгеймером». Бениофф и Уайсс тоже предлагают зрителям закрученный сюжет, тоже цитируют популярные лекции по квантовой физике и тоже получают в результате эмоциональный вакуум. Последнее — особенно важно. «Игра престолов» учила нас переживать за любимых героев: не было никаких гарантий, что они доживут до конца серии. «Задача трех тел» не дает нам ни к кому привязаться: мы знаем о персонажах совсем немного.
Функции протагониста оригинального романа, ученого Ван Мяо, в сериале выполняют пятеро героев. Все они описаны предельно скупо: этот — богач и балагур, этот — гениальный физик, этот — влюбленный учитель при смерти, и так далее. Только Е Вэньцзе получает полноценную драматическую линию. Остальные персонажи — лишь пластиковые манекены на полигоне для ядерных испытаний.
Cr. Ed Miller / Netflix
В «Задаче трех тел» хватает масштабных сцен, в том числе сцен насилия. В свое время этим прославилась все та же «Игра престолов», но в 2020-х прием уже не получается считать развлекательным. Теперь гибель множества людей уже не кино, а реальность из новостной ленты, и шокирующие сцены нового сериала воспринимаются острее. Вестерос теперь везде.
Подтверждением тому стала реальная история, случившаяся во время работы над сериалом. В 2020 году в Шанхае задержали юриста Сюй Яо, в прошлом — одного из ключевых менеджеров компании Yoozoo Games (владеет правами на экранизацию книг Лю Цысиня). Незадолго до этого именно Сюй Яо заключил сделку с Netflix, благодаря которой появился новый сериал Бениоффа и Уайсса. А потом юрист убил главу Yoozoo Games Линь Ци, отравив его чай. Таким же образом он пытался убить еще четверых сотрудников компании, но те выжили.
В медиа можно найти разные версии, почему это случилось. Например, по сообщению The Sun, Сюй Яо был оскорблен тем, что его имя не упоминается в сделке с Netflix. Другие источники пишут, что Линь Ци по непонятным причинам отстранил Сюй Яо от работы над экранизациями сериалов и фильмов. 22 марта 2024 года Сюй Яо приговорили к смертной казни. Это случилось на следующий день после премьеры шоу.
Противостояние Disney и Netflix
В 2019 году Disney запустил собственную платформу Disney+ и получил все права на показ блокбастеров Marvel и Lucas Films, которые раньше можно было посмотреть на Netflix. Согласно опросам, из-за этого 22% зрителей Netflix решили не продлевать подписку.
Comic Con
Крупнейший ежегодный некоммерческий фестиваль индустрии развлечений и комиксов, который проходит в Сан-Диего.
Задача трех тел
Одна из задач небесной механики, состоящая в точном расчете относительного движения трех космических тел — например, звезд, — которые взаимодействуют по закону тяготения Ньютона. В общем случае задача трех тел не имеет решения (а вот движение двух гравитационно связанных тел предсказать можно).
Великая пролетарская культурная революция
Инициирована в 1966 году создателем КНР Мао Цзэдуном для очистки партии и государства от «ревизионистов» и других политических врагов. Репрессиям во времена «культурной революции» подвергались как политики, так и интеллигенция: учителя, врачи, образованный класс. Революционные толпы уничтожали храмы, памятники архитектуры, громили учебные заведения. Результатом «культурной революции» стало нарушение нормального уклада жизни, а количество жертв репрессий исчислялось миллионами.