Leonardo Munoz / AFP / Scanpix / LETA
истории

В США сценаристы объявили забастовку. Они требуют повысить зарплаты и боятся, что искусственный интеллект отберет у них работу Акцию поддержали Педро Паскаль и Джо Байден, а многие проекты (например, «Очень странные дела») уже на паузе

Источник: Meduza

В начале мая американская Гильдия сценаристов (WGA) объявила о забастовке. Руководство профсоюза не договорилось с крупнейшими студиями о повышении зарплат и улучшении условий труда — и единогласно проголосовало за начало акции. Сценаристов поддержали многие знаменитости и даже президент США Джо Байден. Последний раз гильдия устроила забастовку в 2007–2008 годах — тогда протесты повлияли на выход популярных шоу, например «Клиники», «Теории большого взрыва» и «Сверхъестественного». «Медуза» рассказывает, за что борются американские сценаристы на этот раз.


Американская Гильдия сценаристов протестует впервые за 15 лет 

Это произошло после провальных переговоров с Альянсом продюсеров кино и телевидения (Alliance of Motion Picture and Television Producers, AMPTP), который представляет восемь крупнейших студий: Amazon, Apple, Disney, Warner Bros. Discovery, NBC Universal, Netflix, Paramount и Sony.

WGA и AMPTP должны были заключить очередной договор, известный как Коллективное торговое соглашение (Collective Bargaining Agreement, CBA). Этот документ регулирует условия работы сценаристов — например, минимальную оплату, права на интеллектуальную собственность и выплату роялти — и устанавливает стандарты оплаты труда. 

Каждый CBA заключают на определенный срок — от нескольких лет до нескольких десятилетий. Когда контракт истекает, WGA и AMPTP начинают переговоры о новом договоре. Если им не удается прийти к соглашению, члены WGA могут начать бастовать. Последний раз это произошло в 2007–2008 годах — тогда забастовка продлилась сто дней и закончилась победой сценаристов: им увеличили минимальные выплаты и процент от выручки продаж контента на стриминговых сервисах.

В конце апреля 2023 года почти 98% из 11 500 членов WGA проголосовали за забастовку: они отказываются писать тексты и не ведут переговоры. По правилам гильдии, руководство проектов должно вернуть авторам уже написанные сценарии в распечатанном виде или удалить их с электронных носителей. 

Бастующих сценаристов поддержали многие знаменитости: режиссер Кристофер Нолан, актеры Педро Паскаль, Марк Хэмилл, Дрю Бэрримор и Джейсон Судейкис, актер, стендапер и сценарист Пит Дэвидсон, шоумен Джей Лено, ведущие главных вечерних шоу Джимми Фэллон, Джимми Киммел, Сет Майерс и Стивен Колбер, шоураннер Шонда Раймс, писатель Джордж Мартин и даже президент США Джо Байден.

В 2007-м сценаристов беспокоило появление стримингов. Теперь проблем больше — например, искусственный интеллект

Онлайн-кинотеатры в 2007 году только зарождались, но гильдия уже понимала, что у этой сферы огромный потенциал, и требовала соответствующих условий работы. В итоге выплаты сценаристам увеличили — с 0,3 до 0,36% от выручки с продаж контента на цифровых платформах. Также профсоюз добился, чтобы студии подняли гонорары соавторам. Если два писателя работают над одним сценарием, каждый из них теперь получает 75% от минимальной выплаты, а не 50%, как было ранее. 

Кроме того, в 2007-м WGA требовала повысить минимальную оплату для сценаристов сериалов — тоже из-за зарождения стримингов. До забастовки они получали 26 тысяч долларов за 13-недельный контракт, после нее сумма выросла до 39 тысяч долларов за тот же период работы. Кроме того, за каждый дополнительный эпизод, который сценарист пишет после первых 13 эпизодов, он получает новые выплаты.

Но ситуация в 2023 году тяжелее, чем в 2007-м. Главная причина в том, что почти иссяк основной источник дохода сценаристов — авторские отчисления за «повторы» (residuals), когда телеканалы показывают старые шоу. Теперь же большинство сериалов выходят онлайн, а платформы вроде Netflix и Hulu не платят такие же отчисления.

Как пишет издание Fortune, один повтор часового эпизода сериала в прайм-тайм на канале ABC приносит автору сценария 24 тысячи долларов. Но если это же шоу попадет в библиотеку HBO Max, сценарист получит 13 тысяч долларов за целый год.

Об этой проблеме говорили даже на церемонии вручения премии «Эмми»: автор хитового сериала Hulu «Медведь» Алекс ОʼКиф рассказал журналистам, что у него на счету нет средств и бабочку для мероприятия пришлось брать напрокат. А его коллега Кира Джонс («Прозревший» для Hulu, «Королевы» для канала ABC) написала в своем твиттере:

На случай, если вам всем интересно, почему надвигается забастовка WGA. Мой первый чек с отчислениями за телетрансляцию шоу, для которого я писала, составил 12 тысяч долларов. А только что я получила первый чек с отчислениями за мое шоу на платформе… четыре доллара.

Отчасти невысокие (по сравнению с традиционным телевидением) выплаты связаны с тем, что стриминги сами столкнулись с кризисом. В ноябре 2022-го Disney опубликовала отчет за четвертый квартал и фискальный 2022 год, который закончился в октябре. В документе сказано, что за три месяца Disney+ потеряла 1,5 миллиарда долларов (для сравнения: в 2021-м убытки составили 630 миллионов). А 10 мая стало известно, что платформа потеряла еще и четыре миллиона подписчиков за первый квартал 2023-го.

Похожие трудности испытывают и другие платформы, включая Netflix и HBO Max. Из-за этого они экспериментируют с рекламой и ищут способы сократить расходы. Одним из них стало удаление контента — чтобы не платить авторские отчисления. 

Все эти проблемы Гильдия сценаристов озвучила во время переговоров с Альянсом продюсеров — но профсоюзам не удалось прийти к соглашению. 1 мая — в день, когда истек заключенный в 2020 году договор между WGA и AMPTP, — сценаристы опубликовали список своих требований. Вот некоторые из них:

  • Повысить минимальную ставку (сейчас она составляет 4546 долларов в неделю).
  • Пересмотреть порядок оплаты. Если автор получает меньше 250% от минимальной ставки, то половину гонорара ему стоит выплачивать авансом, а вторую — равномерно каждую неделю работы над сценарием.
  • Зафиксировать минимальный размер «сценарной комнаты» (так в индустрии называют команду сценаристов проекта) — минимум шесть человек, пока сериал не запустится в производство. После начала продакшна: шесть авторов на первые шесть эпизодов, а далее на каждые две серии — плюс еще один автор.
  • Нанимать сценариста строго до запуска проекта и минимум на десять недель. В общем же случае — на срок, который подразумевает, что работа над каждым эпизодом продолжается три недели (то есть если в сезоне десять серий, автора нанимают минимум на 30 недель). Это связано с тем, что авторы вынуждены менять работу каждый месяц-два, если сериал не запускается.
  • Выплачивать сценаристу бонус в размере 25% от оклада, если его приглашают работать над сериалом, который еще не запустился.
  • Повысить выплаты в зависимости от количества просмотров на стримингах.
  • Гарантировать рабочее место для сценаристов на съемочной площадке.
  • Ограничить работу с искусственным интеллектом: он не должен писать или переписывать сценарии.

Последний пункт, пожалуй, самый интересный. Сценаристов обеспокоило исследование, опубликованное в марте 2023-го компанией OpenAI, которая создала ChatGPT. В нем писателей отнесли к категории «полностью обнаженных» — это означает, что большая языковая модель (LLM) от OpenAI может как минимум на 50% сократить время, необходимое для выполнения работы авторов. Искусственный интеллект уже набирает 93% на экзамене SAT по чтению (это часть вступительных экзаменов в колледжи США, в рамках которой абитуриенты анализируют тексты), а также может писать истории и стихи. 

В связи с этим американские продюсеры начали обсуждать, имеет ли смысл подключить к работе над сценариями искусственный интеллект. В США это пока только разговоры, но в России, например, готовится к запуску ситком «Сидоровы» на СТС. По словам авторов проекта, сценарий для шоу написан с помощью нейросети.

Еще один важный пункт в списке требований — так называемые сценарные комнаты. Иногда каналы и стриминги получают текст для пилота и не могут решиться на запуск сериала. Тогда они нанимают за небольшие деньги еще пару сценаристов в помощь шоураннерам, чтобы посмотреть, в какую сторону двинется проект. Условия труда в таких «мини-комнатах», как правило, довольно тяжелые, зарплаты — минимальные, а дедлайны — крайне сжатые. 

Variety пишет, что пока не видит признаков того, что студии готовы пойти навстречу Гильдии сценаристов касательно «сценарных комнат» и авторских отчислений, но есть шанс, что минимальную зарплату сценаристам все-таки повысят. При этом представители голливудских студий уже заявили, что WGA лукавит: по их словам, студии предлагают гораздо больше, чем утверждает профсоюз сценаристов.

Последствия бойкота почувствуют все — и кино, и кабельное телевидение, и стриминги. «Очень странные дела», «Дом Дракона» и новый «Блейд» уже на паузе

Первыми пострадали ежедневные вечерние шоу и еженедельные программы, вроде «Saturday Night Live» (SNL), — для них сценарии пишутся ежедневно, поскольку такие проекты целиком построены вокруг актуальной повестки. Последний выпуск SNL, запланированный на 6 мая, не вышел в эфир NBC — канал будет крутить повторы шоу до тех пор, пока сценаристы и продюсеры не договорятся. Также приостановлено производство вечерних шоу Киммела, Фэллона, Колбера и Майерса. Часть из них тоже заменят повторами.

Обычно, когда проект встает на паузу из-за забастовки сценаристов, студия или производитель могут отправить остальной персонал в непродолжительный отпуск без сохранения зарплаты или выплатить компенсацию за время простоя. Это зависит от условий в контрактах. Приостановка проекта на более длительный период, чем две-три недели, может привести к увольнениям (как правило, временным). В таких случаях сотрудникам могут предоставить определенные льготы, включая страхование здоровья и пособие по безработице — это зависит от законодательства и правил, действующих в конкретном штате США. Например, NBC и Джимми Фэллон договорились, что телеканал будет выплачивать зарплату сотрудникам первые две недели, а третью оплатит из собственных средств сам Фэллон. Так же NBC поступит и с сотрудниками вечернего шоу Сета Майерса. 

Затем последствия забастовки ударят по кабельным сериалам. В первую очередь это касается процедуралов — шоу про врачей, адвокатов и расследования, вроде «C.S.I.: Место преступления». Эпизоды таких проектов производятся на несколько недель вперед, и у каналов есть запас серий — но когда он подойдет к концу, тоже придется переключиться на повторы.

Прошлая забастовка сценаристов повлияла на выход некоторых известных шоу этой категории. Например, во многом из-за бойкота 2007–2008 годов NBC решил закрыть сериал «Клиника» и сократил седьмой сезон до 18 эпизодов. К началу забастовки были полностью готовы только 11 серий, из которых шесть уже вышли в эфир. Несколько месяцев спустя руководители NBC обнаружили, что у команды «Клиники» заканчиваются контракты и она не успевает доснять финал сезона. В итоге, когда забастовка закончилась, NBC просто доснял и выпустил оставшиеся пять серий и закрыл проект. «Клинику» перекупил канал ABC, где она шла еще два сезона.

Канал CBS к началу протестов 2007-го снял только четыре эпизода нового сезона «Теории большого взрыва». Работу пришлось приостановить, и сериал вернулся на экраны только спустя несколько месяцев после того, как профсоюзы продюсеров и сценаристов смогли договориться и остановить забастовку. То же самое было с шоу «Сверхъестественное»: канал CW выпустил готовые эпизоды, а затем ждал несколько месяцев, чтобы возобновить производство сериала.

Но некоторые менее успешные проекты тех лет больше не вернулись на экраны. Например, канал ABC закрыл шоу «Мертвые до востребования», «Пещерный человек» и «Мужчины в большом городе» после выхода первых 11–13 эпизодов. Так же поступили с малоизвестными и не очень популярными проектами NBC, CBS и другие каналы.  

Забастовка может затронуть и крупные релизы. Так, в мае 2023-го приостановилась работа над новыми сезонами сериалов «Интервью с вампиром» и «Бойтесь ходячих мертвецов» (оба — AMC), «Дом Дракона» и «Рыцарь семи королевств» (оба — HBO), «Шершни» (Showtime) и «Начальная школа Эбботт» (ABC).

После этого проблемы начнутся и у стримингов. Для них эффект забастовки будет отложенным: большинство сериалов выходит сразу целыми сезонами, поэтому сценарии для проектов пишутся заранее. Кроме того, зрители продолжат смотреть фильмы и сериалы, которые уже выложены на платформах. Но если забастовка затянется, то со временем свежих шоу и сезонов станет меньше, и подписчики это почувствуют.

В 2023 году уже встало на паузу производство новых сезонов «Очень странных дел» и «Кобры Кай» (оба — Netflix), «Андора» и «Сорвиголовы» (оба — Disney+), «Благих намерений» и «Властелина колец» (оба — Amazon Prime Video), «Разделения» (Apple TV+), «Звездного пути» (Paramount+) и других проектов.

Последними забастовку сценаристов почувствуют на себе киностудии. Как в случае со стримингами, большинство фильмов, которые выйдут в 2023 и 2024 годах, уже сняты и проходят постпродакшн, в котором сценаристы почти или совсем не участвуют. Пока известно только об одном фильме, съемки которого пришлось заморозить, — это новый «Блейд» от Marvel Studios с Махершалой Али («Зеленая книга») в главной роли.

Предыдущая забастовка серьезно ударила по экономике Калифорнии. Сейчас все может быть еще хуже

Экономическое состояние штата и так пострадало от мирового финансового кризиса 2008-го. А после забастовки более 37 тысяч человек — среди них строители, сотрудники кейтерингов, реквизиторы и ассистенты — потеряли работу в индустрии развлечений. Безработица в Калифорнии выросла до 8,4% — это больше, чем в среднем по США. А убытки штата составили 2,1 миллиарда долларов. 

После забастовки сценаристов в 2023-м история может повториться. «Мы считаем, что простой может продлиться три месяца или больше. Последствия очень длительной забастовки могут оказаться неприятными и даже плачевными», — заявили аналитики Moodyʼs Investors Service.

По словам профессора медиаменеджмента Калифорнийского университета в Нортридже Тодда Холмса, если забастовка затянется на три месяца, это может стоить местной экономике трех миллиардов долларов. Холмс сделал такой прогноз на основе последствий 2007 года с учетом текущей инфляции.

Но все может оказаться еще хуже. Примерно с теми же проблемами, что и сценаристы, сталкиваются режиссеры и актеры, пока поддержавшие коллег только на словах. Контракт их гильдий с Альянсом продюсеров истекает 30 июня, и если WGA к тому моменту не договорится с AMPTP, то к забастовке могут подключиться и остальные кинематографисты. Это поставит под угрозу еще больше проектов, а последствия таких протестов будут еще серьезнее.

Александр Тремасов

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.