Телеканал HBO и стриминговый сервис HBO Max показали все девять серий «Одних из нас» («The Last of Us») — мрачного постапокалиптического сериала по мотивам культовой видеоигры, над которым ее создатель, гейм-дизайнер Нил Дракманн, работал вместе с шоураннером «Чернобыля» Крэйгом Мэйзином. Подводим итоги самой громкой телевизионной премьеры года.
Экранизация видеоигр — серьезная головная боль для Голливуда. Крупнобюджетные студийные постановки «Принц Персии: Пески времени», «Варкрафт» и «Кредо убийцы» не оправдали кассовых ожиданий продюсеров и не запустили крепкие франшизы (хотя такой шанс, кажется, все еще есть у «Анчартед»).
Безоговорочного финансового успеха достигли только умилительные семейные фильмы с Пикачу и Соником и малопритязательная серия экшен-хорроров «Обитель зла», в которой Милла Йовович крошила зомби. Причем зрители не захотели идти в кинотеатры ни на «Обитель зла» без Йовович («Раккун-Сити»), ни на Йовович без ходячих мертвецов («Охотник на монстров»). И да, критики, как правило, уничтожают фильмы по мотивам видеоигр, даже если их вдруг снимал не какой-нибудь известный мастер плохого кино вроде Уве Болла. Увы, в мире сериалов «Обители зла» от Netflix и «Halo» от Paramount+ также не удалось изменить положение дел: первый закрыли сразу после первого сезона, второй, вероятно, отменят после второго.
«Одни из нас» должны были снять проклятие с неудачливого жанра. Во-первых, сериал запустил уважаемый канал HBO, на котором вышли «Игра престолов», «Сопрано» и «Хранители». Во-вторых, шоураннером стал Крэйг Мэйзин — создатель успешного «Чернобыля». В-третьих, в режиссеры позвали не только крепких телевизионных ремесленников, но и звезд европейских фестивалей Кантемира Балагова («Теснота», «Дылда»), Ясмилу Жбанич («Куда ты идешь, Аида?») и Али Аббаси («На границе миров»). Правда, Балагову пришлось покинуть проект из-за творческих разногласий (хотя в первом эпизоде все-таки осталось несколько снятых им сцен). После окончания первого сезона кажется, что можно было бы пригласить в проект и режиссера Юрия Быкова — главного российского специалиста по малоразговорчивым брутальным одиночкам, десятилетиями обитающим в мире боли, потерь и серости.
HBO
HBO, безусловно, удалось создать на основе The Last of Us сильную драму, которая способна увлечь не только фанатов видеоигр, но и привередливую аудиторию, которая никогда не брала в руки джойстик. Это редкий случай, когда интересы всех зрителей совпадали: нужно было всего лишь старательно перенести на экран события первоисточника. По сути, предельно кинематографическая видеоигра уже была готовой драмой с яркими визуальными образами, философскими вопросами и харизматичными, но неоднозначными персонажами. Авторы не стали изобретать велосипед — события игры остались практически без изменений (за исключением того, что зараза в сериале не распространяется спорами), но Мэйзин и Дракманн добавили множество деталей и расширили биографии героев.
Про сюжет уже писали достаточно. В альтернативном 2023 году — спустя двадцать лет после начала эпидемии, превратившей цивилизацию в руины, — контрабандист Джоэл (Педро Паскаль в очередной роли брутально-трагичного молчуна) пытается в целости и сохранности переправить девочку-подростка Элли (Белла Рэмзи) через всю страну. По дороге они встречают военных, мародеров, революционеров и заразных зомби (в сериале и игре их называют исключительно «зараженными»), пораженных грибком кордицепсом. Постепенно Элли для Джоэла превращается из «груза» в родную душу — и ожесточенный убийца, когда-то потерявший дочь, обретает нового ребенка. Для жанра постапокалиптики здесь нет ничего радикально нового: в «Дитя человеческом» в похожую миссию отправлялся Клайв Оуэн, в «Дороге» — Вигго Мортенсен, в «Логане» — Хью Джекман.
HBO
HBO
HBO
Сценаристы «Одних из нас» старательно воспроизводят жанровые тропы, но не делают акцент на действии. У сериала крайне размеренный темп, и серии по большому счету представляют собой самостоятельные главы. Лучшие из них вообще напоминают бутылочные эпизоды, и именно в них Дракманну и Мэйзину удается удивить зрителей. «Долгое-долгое время» (третий эпизод) — это мелодрама о выживальщике с паранойей, который находит любовь всей жизни у себя во дворе: проходивший мимо художник попадает в его ловушку. Этих тихих сцен из семейной жизни, сыгранных под кантри-балладу Линды Ронстадт «Long Long Time», не было в оригинальной игре, и они никак не двигают вперед основной сюжет (в финале серии Джоэл и Элли всего лишь находят машину). При этом третий эпизод — одна из главных удач сериала.
«Оставшиеся позади» (седьмой эпизод) — еще один сентиментальный флешбэк, который рассказывает о том, как Элли влюбилась в свою лучшую подругу Райли. Эта короткометражка про нежное и трагичное первое свидание среди игровых автоматов заброшенного торгового центра глубже, чем в игре, раскрывает характер Элли. Восьмой эпизод «Когда мы в нужде» стал напряженным сектантским триллером об общине каннибалов, в руки которой попадает главная героиня. При этом скомканный (всего 43 минуты!) и жестокий финал сезона возникает неожиданно, заставляя зрителей проверять, не проскочили ли они какой-нибудь эпизод ненароком. Слишком уж быстро Элли и Джоэл добираются из Бостона в Солт-Лейк-Сити, где тяготы их путешествия внезапно обесцениваются.
HBO Max
Однако это не законченная история, сериал завершается клиффхэнгером — впереди нас ждут еще как минимум два сезона, в которых, как обещают создатели, будет больше грибковидных монстров. И действительно, если этой постапокалиптической истории о переживании горя, поисках смысла жизни, любви во время чумы, человечности, мести и жестокости чего-то не хватает, так это старых добрых зомби.
Уве Болл
Немецкий режиссер, в основном известный своими экранизациями компьютерных игр. Снял фильмы «Дом мертвецов», «Один в темноте», «Бладрейн», «Постал», «Туннели смерти» и другие. В 2009 году Болл получил премию «Золотая малина» как худший режиссер за фильм «Туннели смерти».