Я хочу поддержать «Медузу»
Sony Entertainment
истории

Вышла God of War Ragnarok — самая ожидаемая игра года Это не только идеальный сиквел, но и крепкое антивоенное высказывание

Источник: Meduza

9 ноября на PS4 и PS5 вышла God of War Ragnarok — одна из самых ожидаемых игр года и эксклюзив консолей Sony PlayStation от студии Santa Monica. Новая часть приключений бога войны Кратоса и его сына Атрея уже продается куда более быстрыми темпами, чем получившая множество премий The God of War (2018). А всего за несколько дней Ragnarok стал одним из самых популярных релизов PS по стримам на Twitch. По просьбе «Медузы» журналист Денис Майоров рассказывает, в чем преимущества второй части перезапуска и на какие темы она с игроком разговаривает.


Оригинальная серия God of War — это история о жестокости, мести и бесконечных мучениях в сеттинге греческой мифологии. Стартовала она еще на PlayStation 2 в 2005 году и сегодня включает в себя аж семь игр — три основные части и четыре спин-оффа.

God of War рассказывает о спартанском воине Кратосе, который с самого рождения был обречен на страдания. Кратос — сын бога Зевса, и, согласно пророчеству, он должен уничтожить Олимп. Зевсу такая перспектива, само собой, не понравилась, а потому он попытался уничтожить и Кратоса, и всю его семью. Но все мы еще со школы помним, что Зевс коварен, но не всегда так уж умен, а потому действовал он не напрямую, а плел вокруг Кратоса интриги и в процессе сам же наделал немало ошибок.

Изначально Кратос был смертным и даже умудрился погибнуть в одном из сражений. Тогда-то он и заключил сделку с богом войны Аресом — тот вернул Кратоса к жизни, вручил ему в качестве оружия Клинки Хаоса и наполнил спартанца нечеловеческими силами в обмен на вечную службу. Но жажда крови, подогреваемая Аресом, настолько ослепила Кратоса, что в одном из сражений он убил собственную жену и дочь, просто не узнав их, — это и стало для антигероя поворотным моментом. Спартанец был бесповоротно сломлен и духовно, и физически, а жрица уничтоженного им в той злосчастной битве поселения наложила на героя проклятье, покрыв его прахом собственной семьи. Кратос был обречен на мучительные видения, в которых он снова и снова убивает родных. Сначала он возненавидел только Ареса, а затем его ярость перекинулась вообще на всех богов Олимпа.

Собственно, мести основная серия God of War и посвящена. Сначала Кратос убивает Ареса и становится новым богом войны, но видения не отступают, а прочие боги продолжают помыкать героем. Поэтому он принимается и за остальных. В своих путешествиях он убивает всех на своем пути: смертных, богов, чудовищ, легендарных героев вроде Геракла, да хоть самих титанов. Множество раз Кратос погибает, но каждый раз возвращается к жизни и продолжает свой кровавый поход. Не все боги пытаются избавиться от Кратоса, некоторые заключают с ним союзы и пытаются использовать в своих подковерных играх, но в итоге почти все союзники Кратоса становятся его врагами и умирают от его рук.

На протяжении семи частей Кратос успевает узнать о своем происхождении, найти и вновь потерять родного брата, погибшую дочь и мать — и сто раз заново воспылать ненавистью к Олимпу. В итоге спартанец потихоньку вырезает практически весь греческий пантеон, убивает самого Зевса и фактически уничтожает мир. Разумеется, никакого облегчения он не чувствует, призраки прошлого все так же преследуют его, поэтому Кратос вонзает в себя божественный меч. На этом оригинальная серия и заканчивается — но с намеком, что Кратос каким-то чудом выжил.

В следующий раз мы увидели его уже в перезапуске-продолжении God of War 2018 года — остепенившегося, пытающегося растить сына вдали от войн. Но боги снова не дают ему покоя, только на сей раз скандинавские. Они знают, кто такой Кратос и что он успел натворить в «прошлой жизни».

Чем уникальна серия игр God of War

Если кратко, игроки полюбили оригинальную God of War за ни с чем не сравнимую эпичность и бескомпромиссную жестокость. Несмотря на серьезные темы, мелькающие в сюжете, оригинальная God of War была все-таки не совсем про него. Она не так уж много времени уделяла персонажам, а страдания Кратоса и всех, кто его окружает, существовали не для того, чтобы с серьезным лицом их анализировать, а чтобы у вечно злого спартанца был повод оторвать голову очередному греческому божеству. И делал он это настолько стильно, а иногда и шокирующе, что стал одним из главных символов PlayStation. Вопреки «взрослым» рейтингам всех игр серии!

С самой первой части God of War — это игры с эталонной постановкой. Обычно, чтобы похвалить постановку в видеоиграх, их сравнивают с кино, но в случае с God of War это невозможно — столь же зрелищного и зверского фильма хотя бы в отдаленно похожем сеттинге просто не найдется. За God of War не угнаться даже «300 спартанцам» Зака Снайдера. Дело тут и в операторской работе, и в восхитительной оркестровой музыке, но прежде всего в масштабах. God of War совершенно спокойно показывает битвы с гигантскими монстрами, происходящие в помпезных храмах, построенных на спинах титанов, — для нее это «будничная» сцена.

Ну и жестокость, конечно же. Кратос — это безумная машина для убийств. Врагов он потрошит, душит кишками, отрывает им головы, разрывает пополам, выдавливает глаза и вытворяет множество вещей похуже. И делает он это настолько быстро и уверенно, что каждый раз мурашки по спине пробегают. Он готов убить абсолютно любого — эмпатия у него присутствует только в отношении своей семьи и родной Спарты. Ко всему остальному он не испытывает вообще никаких чувств и постоянно это доказывает.

И God of War такая всегда — в роликах, в битвах с богами или гигантскими мифологическими чудовищами, в стычках с «обычными» врагами. Серия всегда была слегка туповатым слешером, в котором, в отличие от японских эталонов жанра вроде Devil May Cry, не так уж важно запоминать хитрые комбинации. Можно, конечно, делать и так, а можно просто молотить по двум кнопкам и наслаждаться кровавой вакханалией. «Тупость» игр серии всегда компенсировалась их брутальностью, с которой не может потягаться ни одно произведение ни в одном из медиумов.

Почти все выпуски God of War получили на агрегаторе рецензий Metacritic оценку выше 90 баллов из 100 — это мощный результат: серию любят и критики, и игроки. Первая часть собрала несколько наград «Игра года», а God of War 2 многие и вовсе называли «лебединой песней PlayStation 2». God of War 3 также накопила выдающийся пул наград, среди которых «Самая ожидаемая игра 2010 года», «Лучшая игра для PS3» и «Лучшая графика». Однако после третьей части серия забуксовала: вышедший через три года приквел Ascension («Восхождение») критики и игроки оценили сдержанно и серия ушла на отдых. Грандиозное возвращение состоялось в 2018 году с выходом перезапуска-продолжения под простым названием God of War — и пока это самая успешная часть серии.

God of War: Ragnarok — это все-таки не «большое дополнение», а полноценная вторая часть перезапуска

Перезапуск 2018 года посвящен не уничтожению скандинавского пантеона (хотя парочку богов Кратос все-таки закопал), а попыткам героя воспитать сына Атрея — найти с ним общий язык. Выкрик «Boy» в исполнении Кратоса не зря стал мемом — спартанец повторял его так часто, потому что не решался называть сына сыном. Все происходящие с героями события существовали именно ради того, чтобы дать Кратосу и Атрею общие испытания, пройдя которые они смогут понять друг друга. Поэтому в сравнении с классическими частями God of War игра сбавила в масштабах и эпике, но прибавила в глубине сценария и диалогах, в некоторой степени повзрослела.

God of War Ragnarok эту тему продолжает, поэтому многие игроки успели заклеймить ее как «дополнение, растянутое до размеров новой игры» — дескать, слишком мало нововведений. Но это вопрос спорный.

God of War Ragnarok проходится за те же 20 часов, что и первая часть (это если не отвлекаться от сюжета), но в ее сюжетной кампании хватает филлеров. Игра любит высасывать препятствия из пальца, чтобы эпизоды, которым хватило бы и короткой кат-сцены, превратились в целый уровень на пару часов. Лучший пример — путешествие по Альвхейму в начале игры: сражений там не так много, важных бесед и постановочных сцен почти нет, зато есть сто дурацких загадок, в которых нужно кидать топор так, чтобы он отрикошетил от специальных зеркал в нужное место. Таких головоломок вообще очень много — и на пользу они игре не идут.  

Трейлер God of War: Ragnarok

PlayStation

С другой стороны, разработчики все же добавили столько нового контента и так докрутили игровой процесс первой части, что в сумме все нововведения вполне тянут на новую игру — крепкую такую вторую часть. В основе по-прежнему рубилово и Кратос, умеющий кидаться ледяным топором и призывать его обратно (и это все еще чертовски весело). Но теперь у него с самого начала есть и Клинки Хаоса, а в середине игры дебютирует новое оружие, которое геймплей сильно меняет. Прокачка персонажа стала гибче, а доступного снаряжения больше, врагов и боссов тоже заметно прибавилось. После Ragnarok первая часть кажется немного неуклюжей и недоделанной — дополнения такой эффект обычно не создают — и не такой уж красивой! Потому Ragnarok хоть и вышла в том числе на старой PS4, но в качестве картинки прибавила заметно — особенно хорошо разработчики потрудились над светом и цветом.

Да и Атрей теперь не просто необязательный помощник, вяло постреливающий во врагов стрелами из-за кадра, а полноценный играбельный персонаж. Он слабее Кратоса, а возможностей в бою у него меньше, зато его скорость заставляет вспоминать Данте из уже упомянутой серии Devil May Cry. А стрелами «бой» и вовсе бьет как из пулемета — и даже стрелять в прыжке, как Макс Пэйн, умеет. Уровни за Атрея — это совсем другая God of War, которая части игроков может понравиться даже больше, чем God of War про Кратоса.

Главное — God of War: Ragnarok поднимает в сюжете новые темы и хорошо их раскрывает

События первой части и Ragnarok разделяют несколько лет. Еще в оригинальной игре Кратос успел-таки понять, что значит быть отцом, и нашел общий язык с Атреем. Было бы странно прокручивать эту тему еще раз, поэтому в Ragnarok чувства Кратоса уходят на новый уровень — и он бросается в гиперопеку. Слегка повзрослевший Атрей хочет наводить суету, путешествовать по миру и разбираться в себе, а уставший Кратос планирует поспать и постоянно тащит сына домой, отрезая путь к приключениям.

За этим поведением скрывается не только желание защитить близкого человека от всего плохого, но и страх Кратоса перед тем фактом, что его сын вырос и скоро покинет дом, оставив отца в одиночестве. На сей раз в уязвленной позиции находится сам спартанец, и со временем это начинает понимать и Атрей. Линия развивается и в прямых диалогах между героями, и в действиях, которые они совершают, и вообще во всех событиях. Как и в первой части, божественные разборки — лишь повод вскрыть героям души.

Но есть в Ragnarok и другая ветка — более внезапная. В предыдущей части Атрей узнал многое о своем происхождении (что именно — спойлер!) и загорелся идеей продолжить дело матери. Он наслушался о злодеяниях Одина и о восстании великанов против него — и твердо решил, что Всеотца нужно остановить, ведь планы у него ну точно коварные. А вот остепенившийся Кратос пытается убедить сына, что поход против Одина приведет к войне, а война — не выход. Атрей вроде и согласен, но линию свою продолжает гнуть. При этом он не может сформулировать, чем же Один так плох — а о его планах он в принципе ничего и не знает и даже догадываться не может. Но чувство справедливости подталкивает Атрея к конфликту, а Кратос теряет над ситуацией контроль.

Кратос и Атрей

Sony Entertainment

Это только завязка, и в процессе все двадцать раз перевернется. На самом деле в God of War Ragnarok привычных злодеев нет — вместо этого авторы игры рассуждают о цене войны и жертвах, которые мы готовы (или нет) приносить, чтобы ее предотвратить. Помимо этого, Ragnarok не менее искренне говорит о мести, прощении и поиске своего пути. Даже если не закапываться, история цепляет сама по себе.

God of War: Ragnarok — это не только сражения и серьезные разговоры, но и исследование красивых мифических миров

В этом плане новая игра мало чем отличается от первой части. Тут по-прежнему есть как линейные локации-коридоры, так и открытые уровни, на которых можно отвлечься от сюжета, поискать сундуки с наградами и повыполнять простенькие второстепенные задания. Такие развлечения, конечно, лишены киношных кат-сцен и голливудской постановки из сюжетной кампании, но по-своему увлекают, а иногда и расслабляют.

Не стоит ждать слишком многого. Разработчики говорили, что в плане проработки сайд-квестов пытались превзойти второстепенные задания из третьего «Ведьмака» — а некоторые критики даже заявили, что у них это получилось. На деле это не так. Сайд-активности стали в разы осмысленнее и обзавелись более осязаемыми историями. Например, в одном из заданий мы освобождаем гигантского кита, которого когда-то пленил Мимир, а тот параллельно рассказывает, зачем он это сделал. Но это далеко не уровень полноценной цепочки квестов с диалогами и проработанными персонажами, созданными специально для квеста, — такого в сайдах Ragnarok, за исключением пары заданий, будто выдранных из основной истории, нет.

Это не столько критика, сколько просто предостережение от завышенных ожиданий. God of War Ragnarok лучше и богаче перезапуска 2018 года. Если вам понравилась та God of War — понравится и эта. Даже если вы об этой серии слышите впервые, но любите яркие кинематографичные приключения — то вам тоже стоит попробовать Ragnarok. Вероятно, вы мало что поймете по сюжету, поскольку события первой части важны, а встроенный в игру рекап с задачей не справляется.

God of War, как и сам Кратос, остепенилась — сфокусировалась на истории, а не оторванных головах, и вообще стала почти что «семейной» (тут даже есть забавная говорящая белка). Продажи перезапуска 2018 года, почти добравшиеся до планки 20 миллионов копий, говорят, что именно такая God of War нужна людям сейчас. И у Ragnarok дела наверняка будут не хуже.

Денис Майоров

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.