В Германии состоялась одна из главных мировых театральных премьер года — «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера в постановке российского режиссера Дмитрия Чернякова. Осенние показы в Берлинской государственной опере проводят тремя циклами — чтобы посмотреть эту эпическую работу целиком, нужно за неделю сходить на четыре спектакля. Самая продолжительная часть идет пять с половиной часов, а все вместе — целых 15. Действие в постановке Чернякова разворачивается в лаборатории НИИ, где ставят эксперименты над людьми. Кинокритик «Медузы» Антон Долин посмотрел оперу полностью и рассказывает, какой получилась эта версия истории о людях и богах.
Смешно причитать об отмене русской культуры, когда одной из главных сенсаций 2022 года становится масштабная постановка в Государственной опере Берлина полного цикла вагнеровского «Кольца нибелунга» — четыре спектакля, 15 часов музыки, — российским режиссером Дмитрием Черняковым и его командой (костюмы Елены Зайцевой, свет Глеба Фильштинского, видео Алексея Полубояринова). Все билеты проданы за много месяцев и по впечатляющей цене. Одновременно с этим аншлаги и овации совсем неподалеку срывает Берлинский филармонический оркестр под управлением родившегося в Омске австрийского дирижера Кирилла Петренко, которого в Европе, впрочем, давно и законно считают «своим». А уже в марте 2023 года Черняков сыграет премьеру «Войны и мира» Сергея Прокофьева в Мюнхене — дирижировать будет немецкий дирижер российского происхождения Владимир Юровский.
Другой вопрос в том, что ничего специфически «русского» в жарко обсуждаемом и вызывающем самые разные эмоции «Кольце» Чернякова нет. Если не считать маленьких штрихов и акцентов — вроде избиения дубинками и ареста Зигмунда (Роберт Уотсон) в финале второго акта «Валькирии» (по либретто ему положена героическая смерть). И это если не учитывать того, насколько уместно эта глобальная притча о пагубности властолюбия звучит именно в 2022 году.
В трагическом «Кольце» хватает, как всегда у Чернякова, абсурда, парадоксов и черного юмора, доходящего до сарказма, но сквозь них отчетливо видится неподдельная боль, а временами и леденящее чувство конца света, «сумерек богов», уже по меньшей мере привычное нам. В этом ощущении режиссер не противоречит Вагнеру, а полностью с ним совпадает.
В «Кольце нибелунга» существует две параллельные сквозные сюжетные линии. Одна, завязка которой возникает в первой же сцене «Золота Рейна», посвящена выкованному из волшебного золота кольцу власти, которое у гнома Альбериха отобрал верховный бог Вотан, получив в придачу проклятие. Владельцу артефакта не будет покоя, гибель его будет страшна и бесславна.
Другая линия начинается в «Валькирии», где в сложные взаимоотношения богов, великанов, гномов и русалок вмешиваются люди. Она рассказывает о попытке Вотана создать свободного человека, чьи действия не будут зависеть ни от кого. На роль такового бог сначала определяет своего сына Зигмунда, которого сам же предает и обрекает на смерть, а потом внука Зигфрида, чья свобода оборачивается унижением деда, смертью героя и пресловутыми «сумерками богов».
Михаэль Фолле в роли Вотана, опера «Золото Рейна»
Monika Rittershaus
Черняков соединил два нарратива в единую ткань, использовав для этого пространство придуманного им научно-исследовательского института (традиционно режиссер — еще и художник-постановщик, чьи декорации — отдельный самоценный аттракцион и произведение искусства). Это и есть поднебесная Вальгалла, в подвале которой вкалывают клерки-нибелунги, а в срединной части, между небом и подземельем, согласно мифу предназначенной для людей, томятся в клетках подопытные кролики.
Учреждение, растущее и расширяющееся на глазах пораженного зрителя вправо, влево, вглубь, вверх и вниз — и правда, целая вселенная в коробке одной сцены, — называется E.S.C.H.E, «ясень». В немецком слове невольно слышится и русское «еще», подчеркивающее чрезмерность амбиций героев тетралогии (ее автора и постановщика тоже — без этого «Кольцо» не понять). Но вообще речь идет о материале — мировом древе Иггдрасиле, растущем прямо посреди фойе, из ветви которого сделано магическое копье Вотана. Сам бог — немецкий баритон Михаэль Фолле, с его сильным выразительным голосом и незаурядными актерскими способностями, стал главной суперзвездой постановки — директор института, проводящий опыты над людьми. Другие боги — научные сотрудники.
Открывающая цикл сцена Альбериха (Йоханнес Мартин Кренцле, при появлениях меняющийся до неузнаваемости — от честного работяги в комбинезоне до инфернального дряхлого старика в подгузнике) с русалками Рейна решена как эксперимент, при котором подопытный видит галлюцинации и внезапно сходит с ума. Великан Фафнер, ставший драконом (фактурный бас Петер Розе), — спятивший в смирительной рубахе. Магический сон валькирии Брунгильды — лаборатория исследований сна, где ее и находит Зигфрид. Смерть Зигфрида (кульминация «Сумерек богов») достигает катарсического эффекта, и без того обеспеченного музыкой, медленно собирая множество персонажей у койки с пациентом, умершим во время очередного опыта. Непредвиденный летальный исход, несчастный случай.
Мика Карес в роли Хагена, Йоханнес Мартин Кренцле в роли Альбериха, опера «Гибель богов»
Monika Rittershaus
Сцена гибели Зигфрида из «Гибели богов»
Monika Rittershaus
На пальце у Зигфрида — проклятое кольцо, силу и опасность которого герой недооценил. Его не разглядишь из зала, но Чернякову это не важно. Он ставит спектакли очень кинематографично — тщательно продуманные костюмы и сложнейший грим будто рассчитаны на крупные планы. Кольцо необходимо для психологической игры: в конце концов, это знак супружеской верности, а в контексте «Сумерек богов» — измены. Ведь Зигфрид отдает возлюбленную названному брату Гунтеру (похожий на великовозрастного Гарри Поттера эстонский баритон Лаури Вазар), сам беря в жены его сестру Гутруну («фассбиндеровская» блондинка Мэнди Фридрих).
Напротив, другие магические артефакты из постановки исчезают, не оставляя даже и намека, — за это Чернякова нещадно разругали немецкие критики-традиционалисты. Волшебный шлем превратился в шлем для VR, трансформации Альбериха в дракона и жабу — воображаемые, как и трансформация Фафнера в дракона.
Втыкать меч Нотунг в ствол дерева Черняков тоже не стал (что вдвойне оскорбило часть зрителей, ведь у него в декорации уже было дерево!), обошелся без наковальни в мастерской кузнеца Миме: ритм тот отбивает не молоточком, а валерьянкой, капли которой цедит в фарфоровую чашку. Крылатый конь Гране стал плюшевой игрушкой, божественный огонь небрежно нарисован фломастером. Чудеса богов Доннера (в этой роли Лаури Вазар кажется ходячей пародией на Тора из блокбастеров Marvel) и Фро (южноафриканец Сиябонга Макунго) представлены как шоу фокусов на новогоднем корпоративе.
Но сверхзадача постановки — уж точно не эпатаж и не некое абстрактное «осовременивание», а поиск социальной и психологической достоверности, которой разные чудеса только мешают.
Например, ясно, что жестокость Зигфрида по отношению к Брунгильде — «обычное поведение» мужчины, нашедшего на стороне «магнит попритягательнее», волшебный напиток тут не нужен. Сцена пролога к «Сумеркам богов», во время которого Зигфрид методично собирается «по делам» (принимает душ, натягивает носки, завтракает), разыграна с такой точностью, что опера превращается в бергмановский фильм, сочетающий мифологическое с рутинным. Жизнь Зиглинды (литовская сопрано Вида Микневичуте экспрессивна и потрясающе поет) с полицейским — мужланом и абьюзером Хундингом (одна из трех ролей финского баса-харизматика Мики Кареса) — напоминает уже другое кино, «Жену полицейского» Филипа Гренинга.
Поражает и шокирует, но уже иначе — вызывая истерический хохот в зале — сцена, в которой Зигфрид, проблемный подросток, воспитанный приемным отцом Миме(тенор Штефан Рюгамер демонстрирует чудеса комедийной игры), крушит кувалдой свою детскую и сжигает посреди комнаты игрушки — очевидно, это и есть та жаровня, в огне которой он выкует свой меч. Мифологическая фантасмагория обретает плоть, становится узнаваемой и живой.
Андреас Шагер в роли Зигфрида и Стефан Ругамер в роли Миме, опера «Зигфрид»
Monika Rittershaus
Черняков — редкий оперный режиссер, для которого певческие данные исполнителей, в «Кольце нибелунга» без преувеличения выдающиеся, — не более важны, чем актерский дар. К примеру, музыкальные критики остались недовольны выбором Роландо Виллазона — как принято считать, «не вагнеровского» тенора, — на партию бога огня Логе, но его ухмылка и жестикуляция сделали черняковское «Золото Рейна» уникальным. И конечно, грандиозный замысел никак не мог бы сложиться, замени режиссер Андреаса Шагера (Зигфрид) и Аню Кампе (Брунгильда) на других певцов.
Шагер, уже певший у Чернякова в Берлинской опере Парсифаля — другого вагнеровского героя с инфантильными повадками, — сыграл великолепно отталкивающего супермена, которому так идет спортивный костюм. Когда посреди баскетбольной тренировки, в которую превращена сцена охоты, он во время сложной арии отбивает мяч, а потом одним безошибочным броском посылает его в корзину, даже чопорный зал разражается аплодисментами, не дожидаясь паузы в музыке. Кампе, выросшая к четвертому спектаклю в главную героиню всей постановки, играет так тонко, что с тревогой следишь за каждым ее движением, поневоле забывая, что ты в опере, сюжет давно известен, а его исход предрешен.
Относительность и беспощадность времени Черняков сделал центральной темой своей постановки, бросающей вызов клишированным представлениям о якобы «скучных» драмах Вагнера. Его персонажи по ходу дела взрослеют и стареют, отказываясь считать время условной категорией.
Вотан, Альберих, Миме, Эрда постепенно превращаются в пациентов всемирного хосписа или персонажей Ульриха Зайдля, еле-еле двигающихся по сцене при помощи тростей или ходунков. Дряхлеют «три девушки в голубом» — прорицательницы-норны, впервые поющие только в четвертой опере, но, по версии Чернякова, присутствующие и плетущие нить судьбы на протяжении всего действия. Ученые постепенно впадают в маразм, уступая плацдарм «грядущему хаму» — крепкому Хагену (вновь Мика Карес, чье лицо отмечено красным родимым пятном, будто кровавым), и его жестокое правление напоминает уничтожение научного института неонацистом Тесаком в «Дау» Ильи Хржановского. Дополнительным драматизмом наполняется сцена расставания взрослой дочери Брунгильды с отцом Вотаном. У измены Зигфрида появляется веский мотив — он просто устал от жены, ему нужен кто-то помоложе и повеселее.
Аня Кампе в роли Брунгильды и Михаэль Фолле в роли Вотана, опера «Валькирия»
Monika Rittershaus
Ненамеренная рифма: это «Кольцо нибелунга» готовилось как подарок к 80-летию Даниеля Баренбойма, который должен был дирижировать, как это было в случае двух предыдущих вагнеровских постановок Чернякова в том же театре — «Парсифаля» и «Тристана и Изольды». Но здоровье знаменитого дирижера резко ухудшилось, он не смог принять участие в работе, в последний момент передав ее Кристиану Тилеману — бывшему ассистенту и всемирно признанному специалисту по Вагнеру. Наполнив исполнение сумасшедшей энергией, но не забыв при этом о дисциплине, Тилеман сорвал аплодисменты.
И это стало напоминанием о преемственности и разрыве поколений. А еще — о конечном приоритете музыки над любым содержанием, каноническим или выдуманным постановщиком. Это понимает и сам режиссер. Как только зритель успевает прочувствовать логику неумолимого времени, Черняков прибегает к фирменному приему. Он «задвигает» свою же виртуозную декорацию куда-то вдаль или вглубь — и освобождает сцену, делая ее черной и пустой, выводя на нее самых любимых героев и сталкивая их с экзистенциализмом в музыке. Здесь интерпретация уступает чистоте переживания, на которую не жалко потратить сколько угодно своего времени — хоть целую вечность.
Почему четыре?
«Кольцо нибелунга» — это цикл эпических опер, созданный именно в такой форме Рихардом Вагнером в 1848–1874 годах, то есть за 26 лет. В цикл входят четыре оперы: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов».
Зигфрид
Главный герой «Песни о нибелунгах». Королевич с Нижнего Рейна, сын франкского короля Зигмунда и королевы Зиглинды, победитель нибелунгов, овладевший их кладом — золотом Рейна, наделен всеми чертами идеального эпического героя. Он благороден, храбр, учтив. Долг и честь для него превыше всего. В «Песне» неоднократно подчеркивается его необыкновенная привлекательность и физическая мощь.
«Сумерки богов»
Или «Гибель богов», название четвертой оперы в цикле «Кольцо нибелунга». В финале оперы боги погибают в огне.
Зигмунд
Один из главных персонажей оперы Вагнера «Валькирия». История Зигмунда и Зиглинды, детей Вотана и Фрики, находится в основе сюжета.
«Золото Рейна»
Первая опера цикла «Кольцо нибелунга», пролог.
Альберих
Гном, нибелунг, хранящий золото своего рода. Персонаж поэмы «Песнь о нибелунгах» и оперного цикла Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга».
«Валькирия»
Опера Рихарда Вагнера, вторая часть тетралогии «Кольцо нибелунга».
Фафнир
Персонаж скандинавской мифологии, впоследствии принявший облик дракона. Упоминается в «Старшей Эдде», «Младшей Эдде», «Саге о Вельсунгах», также появляется в тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга».
Волшебный шлем
По сюжету «Золота Рейна», надев его, можно сделаться невидимым или превратиться в кого угодно.
Нотунг
Меч Зигфрида, а прежде его отца — Зигмунда. В «Саге о Вельсунгах», «Старшей Эдде», «Младшей Эдде», эддической «Песни о Хюндле» и «Рассказе о Норна-Гесте» упоминается как меч Грам. В музыкальной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» меч назван Нотунгом (нем. Nothung). Как и Грам, он был дан Вотаном Зигмунду, сломан по его воле и был заново перекован его сыном Зигфридом.
Миме
Гном, брат Альбериха, работает, как и другие гномы, в кузнице в подземном ущелье.
Гране
Волшебный конь из скандинавской мифологии, принадлежавший Зигфриду. Согласно мифам, Гране — потомок Слейпнира, жеребца Одина, а Зигфрид получает его от таинственного старика, который на самом деле является Одином.
Доннер
В скандинавской мифологии — бог Тор. Бог грома и молний, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ.
Фро
В скандинавской мифологии — бог Фрейр. Бог плодородия, мира, процветания и мужской силы, податель солнечного света, ясной погоды и доброго урожая.
Вальгалла
В германо-скандинавской мифологии — небесный чертог для павших в бою воинов.
E.S.C.H.E., или Esche
С немецкого языка слово переводится как «ясень». Через образ мирового древа в скандинавской мифологии обычно описывается вертикальная проекция мироздания. В постановке Чернякова аббревиатура E.S.C.H.E. (это название научно-исследовательского института) расшифровывается как Experimental Scientific Centre for Human Evolution (Экспериментальный научный центр эволюции человека).
Волшебный напиток
В тетралогии Вагнера под этим подразумевается напиток, который возвращает память. Когда Зигфрид выпивает его, он вспоминает всю свою жизнь и любовь к Брунгильде.
Копье Вотана
Означает символ власти. Зигфрид, ломая копье Вотана, не только показывает храбрость, но и бросает вызов старым установленным авторитетам и обычаям.
Русалки Рейна
Сестры Воглинда, Вельгунда и Флосхильда, охраняющие волшебное золото, которое находится на дне реки.
О чем речь?
«Парсифаль» — последняя опера Рихарда Вагнера, в том числе на тему искупления греха.
Ульрих Зайдль
Австрийский режиссер, представивший на Берлинале-2022 фильм «Римини», главный герой которого — вышедший в тираж эстрадный певец, выступающий в городе-курорте перед туристками-пенсионерками. Его отец страдает деменцией и живет в доме престарелых.
«Три девушки в голубом»
Пьеса драматурга Людмилы Петрушевской, спектакль по которой был запрещен с 1982 по 1985 год из-за демонстрации советской действительности.
Норны
В скандинавской мифологии — божества, определяющие судьбы людей.
Даниель Баренбойм
Израильский дирижер и пианист, обладатель шести статуэток «Грэмми». Ему сейчас 79 лет. О том, что Баренбойм отказывается от дирижирования новым циклом по состоянию здоровья, он объявил в конце августа 2022 года. Он объяснил, что следует советам врачей, и пожелал участникам постановки «всего наилучшего».
Антон Долин
Объявлен в России «иностранным агентом» (как и многие другие организации и люди). Имейте в виду, что во время войны с Украиной в России приняли новый закон: теперь «иноагентом» могут объявить кого угодно.
А будут ли еще показы?
Да, как минимум планируется один цикл весной 2023 года — 4, 5, 8 и 10 апреля. Но билеты на него уже тоже распроданы.
Коля и Толя
Сиамские близнецы из фильма «Про уродов и людей».