22 мая в Роттердаме прошел финал очередного «Евровидения». Конкурс выиграла итальянская рок-группа Maneskin, второе место заняла французская певица Барбара Прави, третьим стал швейцарец под псевдонимом Gjonʼs Tears. Представлявшая Россию певица Манижа заняла девятое место. По просьбе «Медузы» музыкальный журналист Артем Макарский рассказывает о том, что итоги конкурса говорят о европейской поп-музыке — а также, почему не стоит сильно расстраиваться из-за низкого места Манижи.
Про «Евровидение» говорят, что это конкурс в первую очередь политический. Что нас на нем несправедливо засуживают из-за действий нашей страны. Что он уже совсем не тот, каким был раньше. И что песня-победитель обычно довольно невразумительная.
С оговорками по каждому пункту это, конечно, все правда — но эти оговорки стоило бы проговорить с самого начала. Несмотря на очевидную политическую составляющую голосования жюри (отсутствие высоких оценок России от стран бывшего СССР, взаимная поддержка стран балканского блока и так далее), постепенно эта поддержка сходит на нет. К тому же теперь, когда голосование жюри и голосование зрителей разделено на две разные категории, можно увидеть, кто на самом деле понравился людям, а кто — не очень. Иногда мысли, впрочем, сходятся — нелепый номер Британии, по которому The Guardian предлагала окончательно понять, ненавидят ли британцев как нацию, получил ноль баллов.
Выступление Манижи в финале
Robin Van Lokhuisen / EPA / Scanpix / LETA
На Манижу ни жюри, ни зрители не откликнулись — и можно предположить, почему. Однако стоит начать с обратного — и предположить, почему Манижа выделялась среди остальных. Если посмотреть на первую пятерку исполнителей, то можно заметить, что современная европейская поп-музыка вызывает и у жюри, и у зрителей лишь усталость. Самые яркие ее представители оказались во второй части десятки лидеров — это и Литва с их довольно модным звуком, и Греция с ее убедительным изображением звука восьмидесятых, и наоборот, Мальта с ее современными тенденциями.
Россия с ее близким к соулу и хип-хопу звуком и речитативом смотрелась довольно выигрышно — однако, стоит отметить, что все-таки первые места достались еще более традиционной европейской поп-музыке. Швейцария и Франция выступили со спокойными номерами, рассчитанными в первую очередь на мощь вокала исполнителей. Исландия привлекла внимание зрителей яркими костюмами, изящной сценографией и не самой стандартной структурой песни — можно с уверенностью сказать, что как минимум любовь пользователей TikTok досталась именно им. Одни из явных фаворитов, которых и правда обделили — Украина — попросту записали самую запоминающуюся песню конкурса: прекрасный электропоп, основанный на народной песне.
Но, к сожалению, торжества неотрадиционной музыки не случилось — и первое место заняли победители «Сан-Ремо» этого года, итальянцы Måneskin. Хотя сами музыканты говорят о влиянии на их музыку самых разных стилей, в первую очередь они вдохновляются старорежимным роком — стараясь добавить ему совершенно новый посыл. Победившая песня «Zitti e buoni» восхваляет всех, кто идет против течения, кто старается быть не таким как все.
Но надо сказать, что в первую очередь Måneskin привлекли внимание фантастическим умением держать зал и энергией, которая передавалась даже в записи. Måneskin своим внешним видом показывали, как важно в современном мире отсутствие бинарности, в чем-то наследуя эстетике жанра глэм. Андрогинность исполнителей, смена гендерных ролей, отсылки к упадку и декадентству в текстах — все это своими корнями отсылает именно к музыке семидесятых. При этом в Америке глэм был известен в первую очередь не своей первой волной, ориентированной на арт, а скорее второй, где музыка тяготела уже к хард-року — и Måneskin тоже туда стремится.
Выступление Måneskin
Победа итальянской рок-группы это не только история о том, насколько важно для победы работать с залом и устроить настоящее шоу — но и о том, насколько жюри и зрители устали от классической поп-музыки. Можно по-разному относиться к «Zitti e buoni», сравнивать ее с The 1975, поздними Panic! At The Disco, Muse и Placebo (в случае последних двух — скорее в эстетике, чем в музыкальном соответствии), можно находить ее попросту скучноватой. Однако нельзя отрицать, что на «Евровидении» не просто победила страна, раньше считавшаяся главной поп-страной Европы — а победила с рок-песней.
В этом контексте можно было бы предположить, что «Евровидение» было в этом году интереснее обычного. Но это не совсем так. Сейчас все сильнее становятся заметны ориентиры тех или иных участников: наибольшее влияние на многих из них, кажется, оказали Дуа Липа и Ариана Гранде. Несколько выигрышно на этом фоне смотрелась Болгария с вкрадчивым поп-номером в духе Лорд и Билли Айлиш, однако в большинстве своем страны стараются идти по лекалам уже сработавших хитов — как мы видим по первой десятке, это совсем не сработало: люди предпочитают похожести оригинальность, а вот конкурсанты это пока не понимают.
Благодаря трансляции на YouTube и более оригинальной съемке номеров становится заметно, что «Евровидение» изо всех сил старается быть нескучным — и у них даже получилось нагнать интриги, до последнего оставляя Швейцарии шанс на победу.
Но было бы неправдой признать, что большинство песен «Евровидения» в этом году были довольно безлики. «Евровидение» славится своей карнавальностью, а ее в этом году практически не было — в этом плане приятно порадовали Германия с девушкой в костюме гигантской руки и Норвегия с ангелом в кандалах, вокруг которого смешно кружились черти. При этом эти выступления были откровенными аутсайдерами — возможно, зрителям в этом году все-таки было не до феерии и абсурда.
Номер Норвегии в финале
Kenzo Tribouillard / AFP / Scanpix / LETA
Победили — а точнее, вошли в десятку — сильнейшие: и если и расстраиваться из-за девятого места Манижи, то нельзя все же не отметить два момента.
Во-первых, пусть Европа и не совсем прониклась посылом Манижи Сангин — но она явно зарядила российских женщин. В этом плане был довольно показателен момент в конце ее номера, когда Маниже подпевали многочисленные представительницы выдающихся в своем деле женщин России. Как минимум в России послание дошло до своих адресанток — и дало толчок вдохновения и воодушевления для многих слушательниц Манижи.
Во-вторых, не стоит забывать, что первое наше выступление на конкурсе в 1994-м— прекрасная песня «Вечный странник» в исполнении Марии Кац, тогда известной, как Юдифь — тоже заняло девятое место, при том, что было довольно потрясающим, хоть и с довольно непритязательной сценографией (ее, в общем-то, не было вовсе). Кац, к слову, номер Манижи понравился. Она прокомментировала его коротко: «Молодец, девчонка!»