В Германии открылся 69-й международный Берлинский кинофестиваль. Одним из первых фильмов, показанных в конкурсной программе, стал «Милостью божьей» французского режиссера Франсуа Озона. Картина основана на реальной истории католического священника Бернара Прейна из Лиона, в 2017 году обвиненного в растлении несовершеннолетних прихожан (по его собственному признанию, их было 13, свидетели заявляли о 70 жертвах). Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему новый фильм Озона безусловно важен и достоин награды Берлинале, и при этом совсем не похож на другие ленты режиссера.
Первый эпитет, который приходит на ум при разговоре о фильме Франсуа Озона «Милостью божьей», не имеет никакого отношения к его художественным качествам: это слово «важный». Чемпион европейского арт-мейнстрима, режиссер-хамелеон, испробовавший в своей карьере, кажется, все жанры и интонации, ухитрился еще раз удивить свою ко всему привычную публику. Он снял картину по мотивам событий не просто реальных, но происходящих прямо сейчас, — и сделал это настолько профессионально, тщательно и сухо, что угадать в нем автора «Крысятника», «Бассейна», «Ангела» и «Франца» стало категорически невозможно. «Милостью божьей» — необходимый фильм, хорошо, что он появился. Но снять его так мог бы более или менее любой профессионал, неравнодушный к общественной повестке.
Речь идет о пожилом и уважаемом священнике из Лиона, отце Бернаре Прейна, которого несколько лет назад обвинили в педофилии: он сломал жизни десяткам мальчиков, которых домогался в скаутских лагерях. Некоторые из них выросли и отважились рассказать об этом вслух. Началось с Александра Герена — успешного делового человека, верующего католика, счастливого семьянина и многодетного отца. Однажды узнав, что Прейна по-прежнему работает с детьми, он не выдержал и заговорил. Вскоре к нему присоединились другие — в частности, Франсуа Дебор, основавший специально для жертв Прейна специальную ассоциацию и веб-сайт, на котором выкладывались их свидетельства. Дело дошло до судебного разбирательства, которое продолжается до сих пор. Прейна взят под стражу, вердикт будет вынесен уже 7 марта. Ждут решения суда и его начальники — в частности, влиятельный кардинал Барбарен, который давным-давно знал о преступлениях Прейна, но скрывал их от мира.
Таким образом, фильм Озона призван стать решающим аргументом — не юридическим, так этическим и эмоциональным, — в общественной дискуссии о католических священниках-педофилах. И в этом его высшая ценность.
«Милостью божьей» задумывался как документальная картина. Озон тщательно изучал дело, встречался и общался с жертвами Прейна. Герен отдал ему свою переписку с церковными властями, и Озон с его разрешения вставил письма в сценарий, они звучат как закадровый голос. Здесь все предельно корректно и очень близко к реальности: настоящие имена и факты, никаких уступок художественной условности. Больше всего картина напоминает благопристойный мини-сериал в трех частях. Сначала рассказана история Герена (любимец Озона, благообразный Мельвиль Пупо), потом эстафета переходит к Дебору (жизнелюбивый здоровяк Дени Менуше) и, наконец, — к нервному интеллектуалу-эпилептику Эмманюэлю (Сванн Арло). Присутствуют жены, дети и родители пострадавших, все всем сочувствуют как умеют. Включаются в марафон и зрители — как тут не включиться?
Jean-Claude Moireau / Berlin International Film Festival
Благородство намерений режиссера, растерявшего всю свою игривость, любовь к стилизациям и перевертышам, постмодернистский кураж, нахальство и остроумие, находится в прямой связи с выбранной темой. Шутить тут, и правда, не над чем. Однако поневоле вспоминается сделанное не так уж давно «Дурное воспитание» Педро Альмодовара — кино на ту же тему, но не в пример более изысканное и сложно устроенное. Время идет стремительно, стандарты меняются. Озон ориентируется уже не на европейскую традицию авторского кинематографа, а на журналистский стиль «В центре внимания» — прекрасного оскароносного фильма 2015 года, имя режиссера которого мало кто вспомнит навскидку (это Том Маккарти). Чтобы никто не сомневался, в одной из декораций озоновской картины на стене постер американской драмы.
Парадокс в том, что в теории «Милостью божьей» мог оказаться уникальным высказыванием на крайне интересную тему — о мужской хрупкости, которую обожают высмеивать радикальные феминистки. Первым названием проекта было «Плачущий мужчина». Но, в конечном счете, интимное было заслонено социальным. Свою режиссерскую хрупкость, столь трогательно заметную в предыдущем фильме, «Двойной любовник», Озон тщательно спрятал. Ничего личного.
Зато теперь у него, никогда в жизни не получавшего значительных фестивальных призов, особенно высоки шансы на победу. Тем более на политизированном Берлинале. Правда, наградят не столько самого режиссера, сколько его стойких героев, которых надо поддержать в борьбе за правое дело.
Из этого не следует, что «Милостью божьей» не заслуживает просмотра. Как уже было сказано выше, перед нами важный фильм. И режиссура в нем тоже мастерская — хотя бы потому, что незаметная. Отличная музыка Евгения и Саши Гальпериных, чья работа так впечатлила Озона в «Нелюбви» Андрея Звягинцева, что он пригласил их писать саундтрек. А еще выдающееся начало, в котором кардинал выходит на балкон базилики, возвышающейся над Лионом, и молчаливо благословляет город. Да и впечатляющий финал, в котором сын Александра Герена задает отцу вопрос, верит ли тот все еще в бога. Герой отвечает одним взглядом, и этот взгляд невозможно пересказать словами — или испортить спойлером.