«Медуза» начинает рассказывать о конкурсной программе фестиваля документального кино «Артдокфест», который пройдет с 19 по 23 октября в Риге и с 6 по 12 декабря в Москве. В этом году в конкурсе участвует картина «Наш новый президент» (Россия, США) российского режиссера Максима Поздоровкина, одного из авторов фильма «Показательный процесс: история Pussy Riot». Используя отрывки из выпусков новостей на федеральных каналах и «патриотических» ютьюб-блогов, документалист показывает, как накануне выборов в США в 2016 году российская телепропаганда усиленно создавала позитивный образ Дональда Трампа — и как быстро восхищение сменилось разочарованием. Подробнее о картине «Наш новый президент» рассказывает журналист «Медузы» Дмитрий Карцев.
В середине 1990-х годов археологи нашли на Алтае мумию древней женщины, погибшей в возрасте около 25 лет. Ее прозвали «алтайской принцессой» и приписывали ей разнообразные мистические свойства. Фильм Максима Поздоровкина «Наш новый президент» начинается с репортажа телекомпании НТВ о том, как Хиллари Клинтон в 1997 году, в бытность ее мужа президентом США, посетила Новосибирск, где «первую леди больше всего интересовала леди алтайская», после чего с ней стали происходить «странные вещи»: обмороки, вспышки ярости, приступы неконтролируемого смеха. «Шаманы предупреждали об опасности», — сообщает сюжет, вышедший в преддверии выборов 2016 года.
Фильм Поздоровкина представляет собой нарезку из выпусков российских новостей и творчества «патриотических» блогеров. Сюжетная рамка — предвыборное восхищение российских медиа Дональдом Трампом. Больше всего это чувство напоминает отношение к любимой команде: болельщики склонны приписывать ей самые разные положительные качества, в том числе не имеющие никакого отношения к спорту, а ее противникам, наоборот, всевозможные недостатки, включая непорядочность, коррумпированность, лицемерие, «излишества всякие нехорошие».
При этом для любого внешнего наблюдателя очевидно, что боление — процесс сугубо иррациональный, поскольку влияние на конечный результат команды почти невозможно оценить. Здесь получилась сублимация второго уровня: на российском материале ничего не получилось бы из-за отсутствия какой-либо политической конкуренции, поэтому приходится довольствоваться импортным политическим продуктом.
Надо сказать, что российское телевидение болело азартно и весело, старательно убеждая зрителей, что «Трамп — наш». Но вскоре после того, как кандидат стал президентом, восхищение сменилось разочарованием. И вот уже ему самому российские телепсихиатры диагностируют те же ментальные расстройства, что прежде отыскивали у Хиллари, — неконтролируемый смех и грех в различных его проявлениях. А напоследок еще и выясняется — тоже из выпусков российских теленовостей, — что «принцесса» с Алтая была юношей 12-13 лет.
Внешне фильм Поздоровкина — это линейный нарратив с вкраплением нескольких параллельных историй. Например, о том, как язык российской пропаганды мимикрировал под западные стандарты с помощью телеканала Russia Today. О том, как когда-то на НТВ ведущие говорили, что Путин «о многом сказал и о многом умолчал». О том, что больше половины телезрителей когда-то не доверяли президенту.
Но на самом деле картина выполняет более амбициозную задачу — рассказать о российской пропаганде средствами российской пропаганды.
Путинские госканалы — не советские, они почти ничего не декларируют и мало о чем умалчивают. Они не скрывают, что смерти в окружении Хиллари Клинтон кажутся подозрительными только «тем, кого в Америке называют конспирологами», но все же подробно пересказывают версию этих самых «конспирологов» — и тут же переходят к другой теме. Они не говорят, что Клинтон больна, они лишь перечисляют «странные случаи» — а выводы, что называется, «делайте сами».
«Наш новый президент». Трейлер
Artdocfest
В фильме Поздоровкина вообще нет авторского голоса — только названия фрагментов, редкие фактические комментарии и пара цитат. Зато после сюжета о «расстройстве» Клинтон в следующем фрагменте какая-то москвичка говорит про кандидата в президенты, что «она, наверное, больная». Режиссер как бы подмигивает: сами подумайте, почему она так решила.
Сразу после финальных слов Евгения Киселева, ведущего программы «Итоги» в 2001 году, о «топорных действиях власти, попытавшейся руками „Газпрома“ взять НТВ под контроль», открываются двери Андреевского зала московского Кремля — и в 2018 году Владимир Путин идет на очередную свою инаугурацию. А ведущая программы «Итоги недели» Ирада Зейналова обещает, что сейчас «перед всей геральдикой, всей символикой, всей историей России он скажет главные слова, как дальше жить будем,» — так что ни у кого не должно остаться никаких сомнений, кто несет ответственность за то, каким стало НТВ за последние 17 лет.
Фрагменты из программ центральных каналов перемежаются вставками из различных блогов, в том числе явно маргинальных, специализирующихся, например, на астрологии. Это больше всего похоже на упоминания пресловутых американских конспирологов в российских новостях — так у зрителя создается вполне определенный контекст.
Но уровень метатекста в этом фильме еще выше. «Наш новый президент» — история о том, как российские СМИ слепили себе американского президента «из того, что было». И российский зритель должен лишний раз убедиться в том, какого масштаба достигла манипуляция на отечественном телевидении.
Но можно представить и реакцию американского зрителя на фильм Поздоровкина. После саммита в Хельсинки западные СМИ подробно объясняли, как Трамп пошел на поводу у Путина, — тут же американский зритель увидит тосты российских блогеров за «мирное взятие Америки». Спецпрокурор Роберт Мюллер не первый месяц ведет расследование о вмешательстве российских спецслужб в американские выборы — а в фильме режиссер Тигран Кеосаян перешучивается с Ирадой Зейналовой о том, повысят ли «энтэвэшникам» зарплату за победу Трампа. Что подумает бедный американец, которому постоянно рассказывают о русских хакерах, когда услышит, как Дмитрий Киселев хвалит Трампа, который якобы «крякнул гниловатую американскую систему», — что это: пропаганда или признание?
Трамп — не наш, принцесса — не принцесса, глупые русские пропагандисты действительно выиграли выборы. Круг абсурда замкнулся.