Ученые Лондонского университета королевы Марии утверждают, что они установили личность уличного художника Бэнкси. Им оказался Робин Ганнингэм из Бристоля — его британские таблоиды называют Бэнкси с 2008 года. «Медуза» рассказывает о том, как именно исследователям удалось выяснить, кто работает под знаменитым псевдонимом.
Чтобы установить личность Бэнкси, ученые Лондонского университета королевы Марии пользовались полицейскими методами; в частности — географическим профилированием, сложным статистическим анализом, который применяется в криминологии для поимки преступников.
В основе метода лежит предположение о том, что злоумышленники совершают правонарушения недалеко от места жительства. Поэтому анализ географии преступлений позволяет определить адрес подозреваемого, или хотя бы выявить несколько возможных адресов.
В выборку ученых, искавших Бэнкси, попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, которые предположительно принадлежат уличному художнику. Анализ этих точек показал, что в Бристоле Бэнкси рисовал граффити рядом с одним и тем же пабом, жилым домом и игровыми площадками; в Лондоне рисунки появлялись вокруг трех повторяющихся адресов. Используя информацию из открытых источников, ученые заключили, что области появления рисунков совпадают с местами, где жил или просто часто появлялся Робин Ганнингэм — человек, которого с 2008 года считают реальным Бэнкси.
Работа, которая приписывается Бэнкси, в лондонском боро Тауэр-Хамлетс
Фото: National Pictures / TopFoto / Scanpix
Впервые о том, что Бэнкси и Робин Ганнингэм — это один и тот же человек, еще в 2008 году сообщил таблоид Mail on Sunday. В качестве отправной точки журналисты использовали старую фотографию, на которой, как утверждалось, был изображен Бэнкси за работой. В Бристоле им рассказали, что настоящее имя Бэнкси — Робин Ганнингэм. В течение года репортеры опрашивали друзей, соседей, бывших коллег и родственников художника, выясняя новые детали его личности.
До расследования Mail on Sunday никому не удавалось выяснить, кто такой Бэнкси. Вместе с тем, обсуждалось несколько версий. По одной из них, художник, который в темное время суток рисует граффити, днем работал мясником; по другой — под псевдонимом Бэнкси работала группа художников. Сам Бэнкси отказывался назвать свое имя, а его знакомые отрицали любые предположения. Даже агент художника утверждал, что он не вполне уверен, с кем работает.
Впрочем, и на этот раз художник оказался не в восторге от попытки раскрыть его личность. Адвокаты Бэнкси связывались с командой университета королевы Марии и пытались выяснить, как именно выводы ученых будут подаваться в СМИ. Из-за обращения юристов Бэнкси издательство Taylor and Francis, выпускающее Journal of Spatial Science, отложило публикацию научной статьи на неделю.
Как отмечает Gizmodo, обоснованность исследования вызывает серьезные вопросы. Во-первых, Бэнкси не подписывает свои работы, а значит в выборку могли попасть произведения, которые ему не принадлежат. Во-вторых, исследователи не учитывали время появления картин, что также могло повлиять на точность результатов. В-третьих, ученым так и не удалось исключить выпадающие точки, то есть места появления рисунков, которые не укладывались в географию перемещений Ганнингэма. Наконец, метод, положенный в основу исследования, вызывает опасения в связи с нарушением права на неприкосновенность частной жизни.
Из материалов СМИ неясно, комментировали ли ученые этическую сторону их метода. По словам исследователей, искавших Бэнкси, их работа демонстрирует большой потенциал географического профилирования. По их мнению, метод можно применять для анализа незначительных преступлений, связанных с терроризмом. География этих преступлений поможет определить базы террористов до того, как будут осуществлены теракты.
«Я думал, что я должен буду определить десять наиболее вероятных подозреваемых, проверить все варианты и в итоге не назвать ни одного. Однако быстро стало очевидно, что у нас есть только один серьезный подозреваемый, и все знают, кто это. Если вы погуглите Бэнкси и Ганнингэма, в выдаче появится примерно 43,500 статей», — рассказал один из соавторов исследования, биолог Стив Ле Комбер (англ. яз.).